Краски животного, растительного я минерального происхождения. Искусственные минеральные краски Применение минеральных красок. Их фальсификация.

Уже за много лет до нашего времени люди применяли всевозможные красящие вещества для окраски тканей, строений и для живописи. Частью это были краски, полученные из животных и растений, частью же добытые из недр земли.
Часто упоминаемый в старинных книгах пурпур применялся для окраски тканей в ярко-красный цвет. Его извлекали из мелких животных, моллюсков, живу­щих в раковинах. Синяя краска индиго была известна людям более чем 2000 лет тому назад. Она добы­валась из особого растения, вывариванием его сока.
Краски, добываемые из недр земли, так называемые минеральные краски, например, киноварь, малахи­товая зелень, добывались из руд. Руда размельчалась, освобождалась от посторонних примесей, и полученная краска применялась в дело.
Краски, получаемые из животных и растений, при­менялись главным образом для окраски тканей. Мине­ральные краски шли для покрытия дерева и металла, и только в небольших количествах для окраски тканей.
О течением времени на смену животным и расти-тельным краскам появились смоляные краски. Они приготовляются из каменноугольной смолы и отли­чаются большим разнообразием цветов и оттенков.
Взгляните на ситцы и сукна, выставленные в ману­фактурном магазине. Каких только цветов здесь нет! Эти цвета гораздо разнообразнее и причудливее, чем цвета красок, добываемых из растений и животных. И если к\’ этому прибавить, что они гораздо дешевле, то станет понятным, почему в настоящее время приме­нение животных и растительных красок значительно сократилось.
Приготовление каменноугольных красок очень сложно. Для этого необходимы особые, часто дорого стоящие, аппараты и инструменты. Сверх того для этого тре­буется основательное знание химии. Без этого приго­товление смоляных красок невозможно, почему и не будет изложено в настоящей книге.
Подобно животным и растительным краскам, приго­товление многих минеральных красок тоже отличается дороговизной. Нужно не только найти подходящую руду, но и обработать ее, очистить от посторонних примесей\’и привести в такой вид, чтобы краску можно было применить в дело.
Поэтому, с течением времени на смену многих естественных добываемых из руды красок, стали юто-вить искусственные — краски. Смешивая известные вещества, сплавляя их на огне, растворяя в воде и т. п., стали получать искусственные минеральные крас к и. По своему цвету и по своей силе эти краски сплошь и рядом совершенно не отличаются от тех, кото­рые дыбыты из руд. Мало того: сплавлением, смешением и т, п. различных веществ, удалось получить краски таких цветов, какие не добывались из руд.
Приготовление каменноугольных красок, как только что было сказано, сложно и требует аппаратов и машин. Получение же искусственных минеральных красок часто очень просто и может быть выпол­нено в любом помещении. Правда, чтобы сознательно вести работу, и здесь требуется знакомство с химией.
Но, если придерживаться строго рецептов, точно отвешивать количество необходимого материала и т. п., то всегда можно .получить краску достаточно высокого качества.
Все минеральные краски по способу их употребления, делятся на: 1) водяные, 2) клеевые и 3) масляные.
Чтобы покрыть краской какую-нибудь поверхность, ее нужно развести, т.-е. сделать более или менее жидкой. Иначе она -не ляжет, не покроет собою дерево или металл. Некоторые краски разводятся на воде. Сухую краску, представляющую собою тонко размолотый порошок, разводят водотэ, тщательно с нею перемеши­вают и в таком виде кистью намазывают на дерево. Другие краски не смешиваются достаточно полно с водой и, чтобы сделать их пригодными для окраски, их смешивают с водою, в которой предварительно растворен малярный клей. И, наконец, для третьих красок в качестве разбавляющего вещества приме­няется масло. Обычно берется вареное льняное масло, так называемая олифа. Применение олифы имеет двоякую цель. Во-первых, подобно клею и воде она разводит краску. Во-вторых, она заставляет краску, которой покрыта поверхность, скорее высохнуть. Быстрая высыхаемость олифы достигается тем, что в льняное масло при его варке прибавляются особые вещества, назывемые сиккативами.
В дальнейшем- при описании минеральных красок будет указано, какие краски разводятся на воде, какие на клее и какие, наконец, на олифе.
Главное применение минеральных красок —- в маляр­ном доле. Ими окрашиваются здания, предметы домаш­него обихода, суда, вагоны и паровозы, машины и т. п. При этом окраска не только придает предмету более красивый, приятный для глаза вид, но и делает его более прочным. Выкрашенный предмет лучше проти­востоит влиянию сырости -и тепла. Так, железная,
выкрашенная масляной краской крыша не ржавеет до тех пор, пока краска с нее не сползет. Краска предо­храняет ее от дождя, не позволяя влаге непосред­ственно касаться железа. То же самое необходимо ска­зать и относительно дерева. Выкрашенное дерево труднее поддается гниению.
Кроме этого, минеральные краски применяются в живописи, в обойном производстве, для изготовления красок, которыми покрываются обои, в гончарном про­изводстве — для приготовления глазури для глиняных изделий и т. п.
Основное требование, которое пред\’является ко всякой краске, заключается в том, чтобы она была чистой. В хорошо изготовленной краске не должно быть посторонних примесей, так как это понижает ее качество. К сожалению, это требование очень редко соблюдается продавцами красок. В лучшем случае они примеши­вают в краску посторонние вещества, так сказать, безразличные, не вредящие делу. В худшем случае в краску подмешивается вещество, явно ухудшающее качество краски.
Нужно заметить, что, кажется, ни в одной области торговли не происходит такой фальсификации, как в торговле минеральными красками. В особенности это случается тогда, когда продается уже готовая, растертая на масле краска. В продающиеся на рынках и в москательных магазинах свинцовые белила, сурик и другие краски подбавляются не только безразличные вещества вроде тяжелого шпата, но и прямо портящий товар мел.
Происходит это потому, что отличить фальсифици­рованную краску от хорошей часто очень трудно, и сделать это без лаборатории может только очень опытный глаз. Между тем, для некоторых красок суще­ствуют сравнительно простате способы распознания их доброкачественности.
Некоторне из этих способов, не требующие особо сложных приспособлений и выполнимые даже мило-сведущим человеком, будут указаны в настоящей книжке.