Детали и сборка виндротора

Для постройки виндротора нам потребуется один лист кровельного железа. Несколько деревянных стоек, гвозди, или лучше шурупы, железная ось диаметром в 4—5 см и длиной в 80—100 см, сухое березовое круглое полено. Вот и всё.
Как видно из рис. 46 а, виндротор состоит из двух полу­цилиндрических крыльев, которые являются основными дета­лями двигателя. Эти крылья мы сделаем из листа кровель­ного железа. Для этого лист железа разрезается поперек на две равные части, которые сгибаются полукругом.
Когда крылья заготовлены, из толстой фанеры вырезают два круга диаметром 40 см и четыре—диаметром 30 см. Вторые круги разрезаются по диаметру и сколачиваются, как указано на рис. 46 б. Можно эти полукруги сделать и из толстой доски или отпилить от толстого полена, но фанера в данном случае будет много прочнее. Затем полу­круги наколачиваются на круги таким образом, чтобы центр одного полукруга совпадал с краем другого, а средняя точка смещения полукругов приходилась бы против центра круга (см. рис. 46 б).
В полученные таким образом основания для крыльев вставляется ось, и круги на ней прочно закрепляются на расстоянии друг от друга, равном высоте крыльев. Крылья вставляются между основаниями и привинчиваются шурупами или прибиваются гвоздями к полукругам. На эту работу следует обратить особое внимание. Крылья должны быть надежно прикреплены к основанию, чтобы порыв сильного ветра не оторвал их.
Теперь, когда основная часть виндротора готова, надо сделать основание для двигателя. Оно представляет собой обыкновенную раму, связанную из деревянных квадратных брусьев, как указано на рис. 46 а. В поперечные брусья в центре обязательно надо вставить подшипники из метал­лических, желательно, медных, трубок внутренним диаметром, равным внешнему диаметру оси. В верхнем брусе подшипник делается сквозным, а в нижнем он закрепляется в деревян­ной колодке, а между нею и брусом кладется пластина тол­стого железа, желательно в 1 см толщиной. На ней будет держаться и вращаться ось виндротора. Конец оси следует закруглить. Прежде чем вставить ось в подшипники, на нижний конец ее надевается и закрепляется шкив. Шкив может быть деревянный, устроенный, как описано в статье „Электрическая машина\», а может быть и металличе­ский.
Если вас удовлетворяет горизонтальное положение шкива, остается только вставить ротор на место, надеть верхнюю планку, закрепить ее, и виндротор готов. Но если вам необ­ходимо для вращения динамомашины или какого-либо другого приспособления вертикальное вращение шкива, то придется сделать еще дополнительный двойной шкив и ролики для перекидки ремня. Все шкивы можно делать диаметром в 10 см или несколько большего диаметра.
Приспособление для вертикального вращения шкива хоро­шо видно из рисунка 46 а.
Если у кого не найдется необходимого листа кровельного железа, то крылья виндротора можно с успехом сделать и из фанеры и даже из толстого картона. Размеры крыльев также можно значительно уменьшить. От этого будет зави­сеть только мощность нашего двигателя.

Рис. 46. Виндротор. а—общий вид виндротора, б—устройство основания для лопастей двигателя.

Виндротор