Постройка динамомашины — якорь

Якорь является вращающейся и самой ответственной частью динамомашины. Поэтому к изготовлению якоря надо отнестись с особым вниманием и тщательно делать каждую
его деталь.  Якорь динамо собирается из отдельных пластинок, выое-занных из жести по рис. 15 а. Количество пластин якоря зависит от толщины железа. Их надо сделать столько что­бы, собранные вместе и скрепленные, они составляли тол­щину, равную ширине корпуса динамомашины,— 50 мм.
Пластины для якоря заготовляются в следующей последо­вательности: сначала вычерчивают на железе кружки диамет­ром 46 мм, затем все эти кружки вырезают в количестве, приблизительно, 120 штук. После этого через центр кружка надо провести четыре пересекающиеся линии —сначала две перпендикулярно одна к другой, затем-еще две перпенди­кулярно одна к другой, но так, чтобы две последние лежали по отношению к первым под углом в 45°. Короче говоря, кружок надо разделить на восемь равных секторов. Можно это сделать и так: расставив ножки циркуля на 18 мм, прой­тись им по окружности, и она будет разделена на восемь равных частей. После останется только соединить эти точки между собой через центр круга.

Якорь является вращающейся и самой ответственной частью динамомашины. Поэтому к изготовлению якоря надо отнестись с особым вниманием и тщательно делать каждую
его деталь.  Якорь динамо собирается из отдельных пластинок, выое-занных из жести по рис. 15 а. Количество пластин якоря зависит от толщины железа. Их надо сделать столько что­бы, собранные вместе и скрепленные, они составляли тол­щину, равную ширине корпуса динамомашины,— 50 мм.
Пластины для якоря заготовляются в следующей последо­вательности: сначала вычерчивают на железе кружки диамет­ром 46 мм, затем все эти кружки вырезают в количестве, приблизительно, 120 штук. После этого через центр кружка надо провести четыре пересекающиеся линии —сначала две перпендикулярно одна к другой, затем-еще две перпенди­кулярно одна к другой, но так, чтобы две последние лежали по отношению к первым под углом в 45°. Короче говоря, кружок надо разделить на восемь равных секторов. Можно это сделать и так: расставив ножки циркуля на 18 мм, прой­тись им по окружности, и она будет разделена на восемь равных частей. После останется только соединить эти точки между собой через центр круга.
После того как все кружки будут предварительно разме­чены на секторы, на кружках из центра проводится еще од­на окружность диаметром 38 мм. Затем из пересечения малой окружности с линией сектора надо провести кружки диамет­ром по 8 мм и один такой кружок в центре окружности. Здесь будет проходить ось якоря.
Когда все пластины будут размечены, можно приступить к их обработке. Каждую пластинку надо просверлить свер­лом соответствующего диаметра в восьми местах, где намечены окружности по краю круга. Таким же образом обраба­тываются и остальные пластинки.
Напоминаем, что при обработке якорных пластин надо особенно внимательно отнестись к этой работе, так как ма­лейшая неточность может испортить пластинку и труд про­падет бесполезно.
Надетые на ось и плотно скрепленные гайками пластинки должны составить единое целое — якорь с круглыми продоль­ными пазами. Острые углы, получившиеся от внешних разо­рванных сверлом сторон пазов, и высунувшиеся из общей массы, неточно обработанные пластинки надо закруглить на­пильником.
Если не найдется сверла диаметром в 8 мм, можно про­сверлить пластинки сверлом и. несколько меньшего диаметра и потом расширить их напильником. Но если вообще нет возможности просверлить пластинки сверлом, то их можно вырезать ножницами по рис. 15 б. Разметка такой пластинки производится тем же способом, что и первой. Только вторую окружность на пластинке надо начертить диаметром не 38, а 30 мм. Затем по наружной окружности делаются засечки на расстоянии 5 мм от каждой линии и через центр точки пере­сечения соединяются с внутренней окружностью. Пластинку, размеченную таким образом, можно легко вырезать ножни­цами или осторожно вырубить зубилом.
Якорь в собранном виде показан на рис. 15 в.

 
Рис. 15. Детали динамомашины.
а—пластинка якоря с высверленными пазами, б—пластинка якоря с вырезанными пазами, в—якорь динамомашнны в собранном виде, г—готовый коллектор.

Детали динамомашины Якорь