Экспозиция

Экспозицией называется время, в течение которого свето­чувствительная пленка подвергается воздействию света, попа­дающего через объектив и рисующего на пленке изображение снимаемого предмета.
При фотографировании фотоаппаратом, имеющим несколь­ко скоростей затвора, работать значительно легче, чем при киносъемке, так как киносъемочный аппарат должен рабо­тать с определенной скоростью—16—20 кадров съемки в секунду (теперь съемка звуковых кинофильмов произво­дится с постоянной скоростью—24 кадра в секунду), а сле­довательно, учитывая работу обтюратора, съемка должна вестись с определенной выдержкой-экспозицией 1/30 или ]/з; секунды, независимо от чувствительности пленки и от степени освещения снимаемого объекта. Поэтому главную роль в правильности экспозиции при киносъемке будет играть диафрагма. Только при помощи нее мы будем подбирать пра­вильную экспозицию. Как это делается практически?

Экспозицией называется время, в течение которого свето­чувствительная пленка подвергается воздействию света, попа­дающего через объектив и рисующего на пленке изображение снимаемого предмета.
При фотографировании фотоаппаратом, имеющим несколь­ко скоростей затвора, работать значительно легче, чем при киносъемке, так как киносъемочный аппарат должен рабо­тать с определенной скоростью—16—20 кадров съемки в секунду (теперь съемка звуковых кинофильмов произво­дится с постоянной скоростью—24 кадра в секунду), а сле­довательно, учитывая работу обтюратора, съемка должна вестись с определенной выдержкой-экспозицией 1/30 или ]/з; секунды, независимо от чувствительности пленки и от степени освещения снимаемого объекта. Поэтому главную роль в правильности экспозиции при киносъемке будет играть диафрагма. Только при помощи нее мы будем подбирать пра­вильную экспозицию. Как это делается практически?
Предположим, что мы в начале июня производим натур­ные съемки на берегу заросшей кустарником речки. Нам надо будет заснять на пленку движение воды у какой-нибудь коряги, свесившейся с берега из-под нависшего тальника. Съемка производится в солнечный полдень с совершенно чистым небом. Снимать мы будем на пленке чувствитель­ностью 1000. В таком случае ставится самая малая диафрагма и съемка ведется со скоростью не менее 20 кадров в секунду. Предположим далее, что на переднем плане появляется наш пионерский отряд, идущий на экскурсию или на рыбалку. Если пионеры будут находиться от аппарата дальше чем на 20 метров, то объектив мы оставляем в прежнем положении, но зато несколько увеличиваем его светосилу, то-есть рас­ширяем отверстие диафрагмы. Или, не меняя положения
диафрагмы, сокращаем скорость съемки до 16 кадров в секунду. Вдруг совсем близко, метрах в 10 от аппарата, про­ходит вожатый отряда. Чтобы хорошо заснять его, мы быстро ставим указатель объектива на деление 10 и, не переставая вращать ручку аппарата, увеличиваем диафрагму, то-есть ста­вим рычажок ее на деление 30.
Но вот закончены натурные съемки. Вы возвращаетесь в лагерь раньше своего отряда, наставляете объектив на дорогу, уходящую вглубь леса и ждете появления на ней отряда. Время уже около пяти часов после полудня. Небо такое же чистое. Далеко на дороге появляется отряд. Вы делаете секунды три съемку далеко двигающегося отряда. Для скорости 16 кадров в секунду диафрагма остается в перво­начальном положении, то-есть с самым маленьким отверстием. Вторичную съемку приближающегося отряда вы сделаете уже, когда он пойдет совсем близко и будет от аппарата метрах в 20. При этом, быстро задиафрагмировав объектив до 20, снимаете с той же скоростью 16 кадров в секунду. Отряд совсем близко проходит от аппарата, сначала он движется как бы на аппарат, затем проходит в пяти метрах от него, удаляется и входит в ворота лагеря. В таком случае надо действовать так.
Диафрагму вы можете оставить в прежнем положении, и при съемке, по мере того как отряд будет приближаться к аппарату, в соответствии с сокращением расстояния между ними, вы будете постоянно увеличивать фокусное расстояние объектива, то-есть двигать стрелку объектива от значка бесконечности к делению 5. Когда же отряд начнет двигаться мимо аппарата, вы объектив оставляете в покое, увеличи­ваете диафрагму, до 15 и постепенно поворачиваете аппарат на штативе, держа на кадре несколько человек. Повернув аппарат в сторону лагеря, вы заснимете опять удаляющийся отряд, входящий в ворота лагеря. При этом необходимо соответственно регулировать фокусное расстояние объектива и диафрагму опять поставить на 20.
Далее предположим, что вы решили заснять, как возвра­тившиеся с экскурсии пионеры вашего отряда обрабатывают собранные материалы и составляют гербарий растительности района. Съемка производится в ленинской комнате. Солнце уже на закате и совсем скрылось за лесом. Сиреневое небо постепенно темнеет, и, пока вы приготовитесь к съемке, наступают сумерки. Вам придется производить съемку уже при искусственном освещении.
Предположим, что в ленинской комнате включено три лампы по 200 ватт каждая, значит общей мощностью 600 ватт. Расположены лампы так, что они со всех сторон освещают пионеров за работой. Снимать вы будете с расстояния в 5 метров. При таких условиях съемку со скоростью 16 кадров в секунду вы должны делать при диафрагме 25. Если при съемке будете использовать белые экраны, отражающие свет на объект, то при той же скорости съемку уже надо вести с диафрагмой 30.
В подборе правильной экспозиции, быстром изменении светосилы объектива и его фокусного расстояния в соответ­ствии с условиями съемки, а также в выборе главного из происходящих событий для запечатления их на кинопленку и заключается вся сложность работы кинооператора. Зато как интересно будет, когда обработанную пленку вы про­демонстрируете вашим аппаратом перед всеми учителями и учениками школы и на экране все увидят, как ваш отряд отдыхал и трудился в пионерском лагере!