Скоростная киносъемка

Скоростная киносъемка нужна в тех\» случаях, когда тре­буется проследить по элементам процесс быстрого движения. Делается это очень просто. Киносъемка производится с боль­шей частотой, а фильм демонстрируется с той же ско­ростью—16—20 кадров в секунду. Например, если мы засни­мем скачущую лошадь со скоростью 160—200 кадров в секунду, а потом будем демонстрировать этот фильм с обычной ско­ростью, то на экране мы увидим все элементы галопа лошади, замедленные в 10 раз, и таким образом сможем легко про­следить за последовательностью всех ее движений при галопе.
Современные киноаппараты, приспособленные для ско­ростных съемок, могут производить съемки уже со скоростью нескольких тысяч кадров в секунду. Трудно представить себе скорость движения кинопленки в аппарате при таких съем­ках. Даже при съемке со скоростью 1500 кадров в секунду пленка мчится в киноаппарате со скоростью более 100 кило­метров в час, что равно скорости курьерского поезда. Такие аппараты называются рапидаппаратами, или лупой времени.
Авторы книги „Как кино служит человеку\», выпущенной Гостехиздатом, — А. Федоров и Г. Григорьев рассказывают о скоростной киносъемке:
„Скоростная киносъемка широко применяется для научного исследования сверхбыстрых процессов и явлений. Так, еще совсем недавно полет пули был недоступен нашему глазу. Мы могли наблюдать только разрушительные последствия действия пули. Вот рассыпается стекло, пробитое этим ма­леньким кусочком свинца, но летящая пуля так и осталась неуловимой для человеческого глаза.

Скоростная киносъемка нужна в тех\» случаях, когда тре­буется проследить по элементам процесс быстрого движения. Делается это очень просто. Киносъемка производится с боль­шей частотой, а фильм демонстрируется с той же ско­ростью—16—20 кадров в секунду. Например, если мы засни­мем скачущую лошадь со скоростью 160—200 кадров в секунду, а потом будем демонстрировать этот фильм с обычной ско­ростью, то на экране мы увидим все элементы галопа лошади, замедленные в 10 раз, и таким образом сможем легко про­следить за последовательностью всех ее движений при галопе.
Современные киноаппараты, приспособленные для ско­ростных съемок, могут производить съемки уже со скоростью нескольких тысяч кадров в секунду. Трудно представить себе скорость движения кинопленки в аппарате при таких съем­ках. Даже при съемке со скоростью 1500 кадров в секунду пленка мчится в киноаппарате со скоростью более 100 кило­метров в час, что равно скорости курьерского поезда. Такие аппараты называются рапидаппаратами, или лупой времени.
Авторы книги „Как кино служит человеку\», выпущенной Гостехиздатом, — А. Федоров и Г. Григорьев рассказывают о скоростной киносъемке:
„Скоростная киносъемка широко применяется для научного исследования сверхбыстрых процессов и явлений. Так, еще совсем недавно полет пули был недоступен нашему глазу. Мы могли наблюдать только разрушительные последствия действия пули. Вот рассыпается стекло, пробитое этим ма­леньким кусочком свинца, но летящая пуля так и осталась неуловимой для человеческого глаза.
Полет пули был заснят с помощью киноаппарата, могу­щего снимать со скоростью 3,5 тысячи кадров в секунду. А затем пленка демонстрировалась с обычной скоростью. Таким образом полет пули оказался замедленным на экране более чем в 150 раз. И глаз человека увидел совсем неожи­данное. Вот, слегка вращаясь вокруг своей оси, пуля медленно проплывает по экрану, окруженная пороховыми газами. Вот она приближается к стеклу. Но что это? Пуля еще не косну­лась гладкой поверхности стекла, как оно уже начинает выгибаться. Вслед за этим в стекле образовывается круглое отверстие, маленький стеклянный кружок отлетает далеко в сторону. В это отверстие плавно и спокойно проходит пуля. И когда она уже удалилась от стекла, последнее рассыпается -на мелкие куски.
Что же произошло? Почему в стекле появилось отвер­стие и отчего стекло рассыпалось, когда пуля его совсем еще не касалась? Скоростная съемка дает точные ответы на все эти вопросы. Оказывается, отверстие в стекле проделала волна воздуха, сжатого быстро движущейся пулей, а окон­чательно разрушили стекло завихрения воздуха, образовав­шиеся позади пули. Таким образом не пуля, а воздух разбил стекло!\»
Из приведенного примера ясно, как много нового сулит применение скоростной киносъемки. Ее можно использовать во множестве других областей науки и техники.