Съемки мультипликационных фильмов

Мультипликация — слово латинское и обозначает „умно­жение\». Метод мультипликации является самым старым мето­дом кинематографии. Вспомните стробоскоп. Размещенные на диске и в цилиндре рисунки, изображающие прыгающего человека, разложенные на эле­менты, при вращении диска и цилиндра кажутся зрителю двигающимися. На этой же основе и построена современная мультипликация.
Мультипликационный фильм — это рисованный фильм. В нем „играют артисты\», нарисованные художниками. Тем не менее, мультипликационные фильмы смотрятся с большим интересом, так как своеобразие мультипликации создает особый колорит. Как же практически это делается?
Для того чтобы на экране ожили нарисованные художником персонажи пьесы, художник рисует для каждого персо­нажа несколько десятков, а иногда и сотен его изображений в различных положениях. Все движения персонажа разлага­ются художником на их элементы, как это делается в стробо­скопе. Затем все эти изображения персонажа в последова­тельном порядке снимаются на кинопленке. Отличительной, характерной особенностью мультипликационных фильмов является еще и то, что все герои его двигаются не плавно, как в обыкновенных фильмах, а скачкообразно.

Мультипликация — слово латинское и обозначает „умно­жение\». Метод мультипликации является самым старым мето­дом кинематографии. Вспомните стробоскоп. Размещенные на диске и в цилиндре рисунки, изображающие прыгающего человека, разложенные на эле­менты, при вращении диска и цилиндра кажутся зрителю двигающимися. На этой же основе и построена современная мультипликация.
Мультипликационный фильм — это рисованный фильм. В нем „играют артисты\», нарисованные художниками. Тем не менее, мультипликационные фильмы смотрятся с большим интересом, так как своеобразие мультипликации создает особый колорит. Как же практически это делается?
Для того чтобы на экране ожили нарисованные художником персонажи пьесы, художник рисует для каждого персо­нажа несколько десятков, а иногда и сотен его изображений в различных положениях. Все движения персонажа разлага­ются художником на их элементы, как это делается в стробо­скопе. Затем все эти изображения персонажа в последова­тельном порядке снимаются на кинопленке. Отличительной, характерной особенностью мультипликационных фильмов является еще и то, что все герои его двигаются не плавно, как в обыкновенных фильмах, а скачкообразно.
Чтобы заставить, например, нарисованную кошку дви­гаться на экране в течение 30 секунд, необходимо нарисовать более 700 отдельных рисунков кошки, изображающих раз­личные фазы ее движений, так как на экране каждую секунду проходят 24 кадра — отдельных рисунков, изображающих последовательное изображение кошки. (Теперь, как вы помните, съемка ведется со скоростью 24 кадров в секунду.)
В действительности эта работа значительно облегчается тем, что художнику не нужно рисовать повторяющиеся поло­жения кошки. Ведь если кошка охотится за мышкой, она при каждом прыжке совершает одинаковые движения, и, раз­ложенные художником на элементы, их можно повторять бесчисленное количество раз, меняя лишь пейзаж, на фоне которого прыгает или крадется кошка.
Кроме этого, художник-мультипликатор облегчает свою работу путем копирования рисунков. Ведь у прыгающей кошки, устремленной за мышью, меняется лишь положение ног и туловища, голова же остается в одном положении. При этом художник копирует рисунок, изменяя в нем лишь поло­жение ног и туловища. Для копировки мультипликационных рисунков .применяется прозрачная бумага — калька.
Чтобы еще более упростить изготовление мультипликаци­онного фильма, рисунки составляются из нескольких слоев прозрачных целлулоидных листов. На первом листе, напри­мер, рисуется фон, на втором листе — отдельные предметы, которые должны значительное время оставаться неподвиж­ными, и, наконец, на третьем целлулоидном листе изобра­жаются очередные движения персонажа фильма. Прозрач­ность целлулоида дает возможность смещать все три рисунка в один общий. При съемке в таком случае приходится менять только третий лист с изображением очередных эле­ментов движения персонажа.
Можно еще больше упростить работу. Если персонажи должны совершать не очень сложные движения, например, прыжки, ходьбу и т. д., то можно сделать из картона фи­гуру с подвижными руками и ногами и при съемке только менять положение их. Менять костюмы таких фигурок тоже можно путем одевания их в различные бумажные платья. Особенно для начала работы это значительно облегчит создание первого мультипли­кационного фильма.
Подобным же образом изготовляются и мультипликационные научно-техниче­ские и научно-популярные фильмы.
Но какие бы ни были введены усо­вершенствования в изготовление муль­типликационных фильмов, все-таки это очень трудоемкая и кропотливая работа. Достаточно сказать, что для создания мультипликационного фильма „Ночь пе­ред Рождеством\», по Н. В. Гоголю, выпущенного киностудией „Союзмульт­фильм\» в 1951 году, потребовалось в процессе съемки сделать около 80 тысяч рисунков. Над созданием этого фильма работало триста художников.
Для съемки мультипликаций необ­ходимо сделать специальный станок по рис. 131.
 

Станок для съемки мультипликационных фильмов

Рис. 131. Станок для съемки мультипликацион­ных фильмов.
 
Когда станок будет готов и на нем установлена киносъемочная камера, а также изготовлены рисунки для съемки, можно приступить непосредственно к съемке фильма. Делается это так.
На стол кладутся все три целлулоидных пластинки с изо­бражением пейзажа и персонажей будущего фильма. Если пер­сонажи будут двигаться только на фоне без видимости других предметов, находящихся как бы ближе общего фона, напри­мер забора двора, за которым виднеются деревья сада, то можно обойтись только двумя листами. На столе должна быть сделана рамка, строго ограничивающая положение целлу­лоидных листов.
Когда рисунки будут положены для съемки, кинокамера наводится на фокус и снимаются первые три кадра. Затем положение персонажа меняется на одну шестую часть пол­ного комплекса его движения, и снова делается съемка на три кадра и так далее. При этом персонаж каждый раз дол­жен смещаться на фоне в сторону движения. Если вам необ­ходимо сделать так, чтобы движущийся персонаж фильма всегда находился в центре поля зрения, то, изменяя фазы его движения, вы должны его оставлять на том же месте, а пейзаж—задний фон — соответственно перемещать в про­тивоположную сторону, движения. Так кадр за кадром делает­ся мультипликационная съемка.
Для того чтобы ускорить движение персонажей в фильме,, съемку надо производить не на три кадра одной фазы движения, а на два или даже на один кадр. Таким образом, мы получим движение, разложенное не на 18 кадров, а на 12 или даже на 6 кадров. При демонстрации такого фильма с обычной скоростью в секунду будет проходить не один комплекс движения, а два или три. От этого получится впе­чатление ускоренного движения.
Наоборот, если нам потребуется показать замедленное движение персонажа, то мы должны каждую фазу его дви­жения снимать не на 3, а на 6 или 9 кадров. Вообще для создания хорошего, хотя бы короткометражного мультипли­кационного фильма нужна значительная практика и исклю­чительное трудолюбие. Но зато как интересно будет по­смотреть на экране школьного кинозала на „ожившие\» рисунки!
После того как будет произведена киносъемка мульти­пликационного фильма, пленку обрабатывают тем же поряд­ком, как и обычно, то-есть ее проявляют, фиксируют и копируют с негатива диапозитив.