Мультипликация — слово латинское и обозначает „умножение\». Метод мультипликации является самым старым методом кинематографии. Вспомните стробоскоп. Размещенные на диске и в цилиндре рисунки, изображающие прыгающего человека, разложенные на элементы, при вращении диска и цилиндра кажутся зрителю двигающимися. На этой же основе и построена современная мультипликация.
Мультипликационный фильм — это рисованный фильм. В нем „играют артисты\», нарисованные художниками. Тем не менее, мультипликационные фильмы смотрятся с большим интересом, так как своеобразие мультипликации создает особый колорит. Как же практически это делается?
Для того чтобы на экране ожили нарисованные художником персонажи пьесы, художник рисует для каждого персонажа несколько десятков, а иногда и сотен его изображений в различных положениях. Все движения персонажа разлагаются художником на их элементы, как это делается в стробоскопе. Затем все эти изображения персонажа в последовательном порядке снимаются на кинопленке. Отличительной, характерной особенностью мультипликационных фильмов является еще и то, что все герои его двигаются не плавно, как в обыкновенных фильмах, а скачкообразно.
Мультипликационный фильм — это рисованный фильм. В нем „играют артисты\», нарисованные художниками. Тем не менее, мультипликационные фильмы смотрятся с большим интересом, так как своеобразие мультипликации создает особый колорит. Как же практически это делается?
Для того чтобы на экране ожили нарисованные художником персонажи пьесы, художник рисует для каждого персонажа несколько десятков, а иногда и сотен его изображений в различных положениях. Все движения персонажа разлагаются художником на их элементы, как это делается в стробоскопе. Затем все эти изображения персонажа в последовательном порядке снимаются на кинопленке. Отличительной, характерной особенностью мультипликационных фильмов является еще и то, что все герои его двигаются не плавно, как в обыкновенных фильмах, а скачкообразно.
Мультипликация — слово латинское и обозначает „умножение\». Метод мультипликации является самым старым методом кинематографии. Вспомните стробоскоп. Размещенные на диске и в цилиндре рисунки, изображающие прыгающего человека, разложенные на элементы, при вращении диска и цилиндра кажутся зрителю двигающимися. На этой же основе и построена современная мультипликация.
Мультипликационный фильм — это рисованный фильм. В нем „играют артисты\», нарисованные художниками. Тем не менее, мультипликационные фильмы смотрятся с большим интересом, так как своеобразие мультипликации создает особый колорит. Как же практически это делается?
Для того чтобы на экране ожили нарисованные художником персонажи пьесы, художник рисует для каждого персонажа несколько десятков, а иногда и сотен его изображений в различных положениях. Все движения персонажа разлагаются художником на их элементы, как это делается в стробоскопе. Затем все эти изображения персонажа в последовательном порядке снимаются на кинопленке. Отличительной, характерной особенностью мультипликационных фильмов является еще и то, что все герои его двигаются не плавно, как в обыкновенных фильмах, а скачкообразно.
Чтобы заставить, например, нарисованную кошку двигаться на экране в течение 30 секунд, необходимо нарисовать более 700 отдельных рисунков кошки, изображающих различные фазы ее движений, так как на экране каждую секунду проходят 24 кадра — отдельных рисунков, изображающих последовательное изображение кошки. (Теперь, как вы помните, съемка ведется со скоростью 24 кадров в секунду.)
В действительности эта работа значительно облегчается тем, что художнику не нужно рисовать повторяющиеся положения кошки. Ведь если кошка охотится за мышкой, она при каждом прыжке совершает одинаковые движения, и, разложенные художником на элементы, их можно повторять бесчисленное количество раз, меняя лишь пейзаж, на фоне которого прыгает или крадется кошка.
Кроме этого, художник-мультипликатор облегчает свою работу путем копирования рисунков. Ведь у прыгающей кошки, устремленной за мышью, меняется лишь положение ног и туловища, голова же остается в одном положении. При этом художник копирует рисунок, изменяя в нем лишь положение ног и туловища. Для копировки мультипликационных рисунков .применяется прозрачная бумага — калька.
Чтобы еще более упростить изготовление мультипликационного фильма, рисунки составляются из нескольких слоев прозрачных целлулоидных листов. На первом листе, например, рисуется фон, на втором листе — отдельные предметы, которые должны значительное время оставаться неподвижными, и, наконец, на третьем целлулоидном листе изображаются очередные движения персонажа фильма. Прозрачность целлулоида дает возможность смещать все три рисунка в один общий. При съемке в таком случае приходится менять только третий лист с изображением очередных элементов движения персонажа.
Можно еще больше упростить работу. Если персонажи должны совершать не очень сложные движения, например, прыжки, ходьбу и т. д., то можно сделать из картона фигуру с подвижными руками и ногами и при съемке только менять положение их. Менять костюмы таких фигурок тоже можно путем одевания их в различные бумажные платья. Особенно для начала работы это значительно облегчит создание первого мультипликационного фильма.
Подобным же образом изготовляются и мультипликационные научно-технические и научно-популярные фильмы.
Но какие бы ни были введены усовершенствования в изготовление мультипликационных фильмов, все-таки это очень трудоемкая и кропотливая работа. Достаточно сказать, что для создания мультипликационного фильма „Ночь перед Рождеством\», по Н. В. Гоголю, выпущенного киностудией „Союзмультфильм\» в 1951 году, потребовалось в процессе съемки сделать около 80 тысяч рисунков. Над созданием этого фильма работало триста художников.
Для съемки мультипликаций необходимо сделать специальный станок по рис. 131.
Мультипликационный фильм — это рисованный фильм. В нем „играют артисты\», нарисованные художниками. Тем не менее, мультипликационные фильмы смотрятся с большим интересом, так как своеобразие мультипликации создает особый колорит. Как же практически это делается?
Для того чтобы на экране ожили нарисованные художником персонажи пьесы, художник рисует для каждого персонажа несколько десятков, а иногда и сотен его изображений в различных положениях. Все движения персонажа разлагаются художником на их элементы, как это делается в стробоскопе. Затем все эти изображения персонажа в последовательном порядке снимаются на кинопленке. Отличительной, характерной особенностью мультипликационных фильмов является еще и то, что все герои его двигаются не плавно, как в обыкновенных фильмах, а скачкообразно.
Чтобы заставить, например, нарисованную кошку двигаться на экране в течение 30 секунд, необходимо нарисовать более 700 отдельных рисунков кошки, изображающих различные фазы ее движений, так как на экране каждую секунду проходят 24 кадра — отдельных рисунков, изображающих последовательное изображение кошки. (Теперь, как вы помните, съемка ведется со скоростью 24 кадров в секунду.)
В действительности эта работа значительно облегчается тем, что художнику не нужно рисовать повторяющиеся положения кошки. Ведь если кошка охотится за мышкой, она при каждом прыжке совершает одинаковые движения, и, разложенные художником на элементы, их можно повторять бесчисленное количество раз, меняя лишь пейзаж, на фоне которого прыгает или крадется кошка.
Кроме этого, художник-мультипликатор облегчает свою работу путем копирования рисунков. Ведь у прыгающей кошки, устремленной за мышью, меняется лишь положение ног и туловища, голова же остается в одном положении. При этом художник копирует рисунок, изменяя в нем лишь положение ног и туловища. Для копировки мультипликационных рисунков .применяется прозрачная бумага — калька.
Чтобы еще более упростить изготовление мультипликационного фильма, рисунки составляются из нескольких слоев прозрачных целлулоидных листов. На первом листе, например, рисуется фон, на втором листе — отдельные предметы, которые должны значительное время оставаться неподвижными, и, наконец, на третьем целлулоидном листе изображаются очередные движения персонажа фильма. Прозрачность целлулоида дает возможность смещать все три рисунка в один общий. При съемке в таком случае приходится менять только третий лист с изображением очередных элементов движения персонажа.
Можно еще больше упростить работу. Если персонажи должны совершать не очень сложные движения, например, прыжки, ходьбу и т. д., то можно сделать из картона фигуру с подвижными руками и ногами и при съемке только менять положение их. Менять костюмы таких фигурок тоже можно путем одевания их в различные бумажные платья. Особенно для начала работы это значительно облегчит создание первого мультипликационного фильма.
Подобным же образом изготовляются и мультипликационные научно-технические и научно-популярные фильмы.
Но какие бы ни были введены усовершенствования в изготовление мультипликационных фильмов, все-таки это очень трудоемкая и кропотливая работа. Достаточно сказать, что для создания мультипликационного фильма „Ночь перед Рождеством\», по Н. В. Гоголю, выпущенного киностудией „Союзмультфильм\» в 1951 году, потребовалось в процессе съемки сделать около 80 тысяч рисунков. Над созданием этого фильма работало триста художников.
Для съемки мультипликаций необходимо сделать специальный станок по рис. 131.
Рис. 131. Станок для съемки мультипликационных фильмов.
Когда станок будет готов и на нем установлена киносъемочная камера, а также изготовлены рисунки для съемки, можно приступить непосредственно к съемке фильма. Делается это так.
На стол кладутся все три целлулоидных пластинки с изображением пейзажа и персонажей будущего фильма. Если персонажи будут двигаться только на фоне без видимости других предметов, находящихся как бы ближе общего фона, например забора двора, за которым виднеются деревья сада, то можно обойтись только двумя листами. На столе должна быть сделана рамка, строго ограничивающая положение целлулоидных листов.
Когда рисунки будут положены для съемки, кинокамера наводится на фокус и снимаются первые три кадра. Затем положение персонажа меняется на одну шестую часть полного комплекса его движения, и снова делается съемка на три кадра и так далее. При этом персонаж каждый раз должен смещаться на фоне в сторону движения. Если вам необходимо сделать так, чтобы движущийся персонаж фильма всегда находился в центре поля зрения, то, изменяя фазы его движения, вы должны его оставлять на том же месте, а пейзаж—задний фон — соответственно перемещать в противоположную сторону, движения. Так кадр за кадром делается мультипликационная съемка.
Для того чтобы ускорить движение персонажей в фильме,, съемку надо производить не на три кадра одной фазы движения, а на два или даже на один кадр. Таким образом, мы получим движение, разложенное не на 18 кадров, а на 12 или даже на 6 кадров. При демонстрации такого фильма с обычной скоростью в секунду будет проходить не один комплекс движения, а два или три. От этого получится впечатление ускоренного движения.
Наоборот, если нам потребуется показать замедленное движение персонажа, то мы должны каждую фазу его движения снимать не на 3, а на 6 или 9 кадров. Вообще для создания хорошего, хотя бы короткометражного мультипликационного фильма нужна значительная практика и исключительное трудолюбие. Но зато как интересно будет посмотреть на экране школьного кинозала на „ожившие\» рисунки!
После того как будет произведена киносъемка мультипликационного фильма, пленку обрабатывают тем же порядком, как и обычно, то-есть ее проявляют, фиксируют и копируют с негатива диапозитив.
На стол кладутся все три целлулоидных пластинки с изображением пейзажа и персонажей будущего фильма. Если персонажи будут двигаться только на фоне без видимости других предметов, находящихся как бы ближе общего фона, например забора двора, за которым виднеются деревья сада, то можно обойтись только двумя листами. На столе должна быть сделана рамка, строго ограничивающая положение целлулоидных листов.
Когда рисунки будут положены для съемки, кинокамера наводится на фокус и снимаются первые три кадра. Затем положение персонажа меняется на одну шестую часть полного комплекса его движения, и снова делается съемка на три кадра и так далее. При этом персонаж каждый раз должен смещаться на фоне в сторону движения. Если вам необходимо сделать так, чтобы движущийся персонаж фильма всегда находился в центре поля зрения, то, изменяя фазы его движения, вы должны его оставлять на том же месте, а пейзаж—задний фон — соответственно перемещать в противоположную сторону, движения. Так кадр за кадром делается мультипликационная съемка.
Для того чтобы ускорить движение персонажей в фильме,, съемку надо производить не на три кадра одной фазы движения, а на два или даже на один кадр. Таким образом, мы получим движение, разложенное не на 18 кадров, а на 12 или даже на 6 кадров. При демонстрации такого фильма с обычной скоростью в секунду будет проходить не один комплекс движения, а два или три. От этого получится впечатление ускоренного движения.
Наоборот, если нам потребуется показать замедленное движение персонажа, то мы должны каждую фазу его движения снимать не на 3, а на 6 или 9 кадров. Вообще для создания хорошего, хотя бы короткометражного мультипликационного фильма нужна значительная практика и исключительное трудолюбие. Но зато как интересно будет посмотреть на экране школьного кинозала на „ожившие\» рисунки!
После того как будет произведена киносъемка мультипликационного фильма, пленку обрабатывают тем же порядком, как и обычно, то-есть ее проявляют, фиксируют и копируют с негатива диапозитив.