Оригинальные наброски, то-есть зарисовки с натуры, можно сделать свинцовым или тушевальным карандашом, если обладать хотя бы элементарно искусством живописи. Мы знаем, что великие русские художники всегда пользовались карандашными набросками с натуры в процессе творческой работы над своими гениальными полотнами. И классики и современные художники уделяют большое внимание карандашным рисункам. Рисунок, выполненный карандашом, отличается своеобразным оттенком и по-своему хорош, хотя он далек от художественной выразительности и того богатого колорита, которым отличаются картины, выполненные акварелью и, тем более, масляными красками. —
С давних пор художники осваивали художественную резьбу по дереву, а также и выжигание как по дереву, так по коже и кости. Особенно оригинальные рисунки получаются путем выжигания их накаленным прутом на серой замше. Лет 50 тому назад, например, такое выжигание применяли для украшения дамских сумочек — ридикюлей. Это была трудоемкая и кропотливая работа. Художник накаливал металлический пруток с заостренным концом на раскаленных углях или над спиртовкой и затем по карандашному наброску выжигал на дереве или замше кончиком прутка соответствующие контуры. Такой рисунок не стирается и по-своему прелестен. Позднее были сконструированы специальные вы-жигательные иглы, работающие от спиртовой или бензиновой горелки.
Теперь, когда в наш быт все прочнее входит электричество, стало возможным использовать его для выжигания рисунков на дереве. Об устройстве электрического карандаша и его использовании мы сейчас и расскажем.
Сначала мы расскажем, как самому сделать электрический карандаш, питаемый током от понижающего трансформатор;;, уже описанного в этой книге выше, а потом и о других возможных моделях.
Для нашей цели можно применять любой понижающий трансформатор с понижением напряжения до 2—4 вольт, но с достаточной силой тока, чтобы он не перегревался при замыкании его на сопротивление электрического карандаша.
Трансформатор системы „Гном\», употребляемый для питания электрических звонков, не годится: сила тока на его понижающих обмотках слишком мала для нашей цели, и потому трансформатор, быстро перегревшись, может сгореть.
Для электрического карандаша нам потребуется штепсельная вилка со шнуром длиной в метр и деревянная палочка для ручки.
Шнур надо зарядить в вилку не через торцевое отверстие, а сбоку. Для этого в щеке штепсельной вилки со стороны штепселя выпиливается трехгранным напильником выем глубиной 6—8 мм.
С давних пор художники осваивали художественную резьбу по дереву, а также и выжигание как по дереву, так по коже и кости. Особенно оригинальные рисунки получаются путем выжигания их накаленным прутом на серой замше. Лет 50 тому назад, например, такое выжигание применяли для украшения дамских сумочек — ридикюлей. Это была трудоемкая и кропотливая работа. Художник накаливал металлический пруток с заостренным концом на раскаленных углях или над спиртовкой и затем по карандашному наброску выжигал на дереве или замше кончиком прутка соответствующие контуры. Такой рисунок не стирается и по-своему прелестен. Позднее были сконструированы специальные вы-жигательные иглы, работающие от спиртовой или бензиновой горелки.
Теперь, когда в наш быт все прочнее входит электричество, стало возможным использовать его для выжигания рисунков на дереве. Об устройстве электрического карандаша и его использовании мы сейчас и расскажем.
Сначала мы расскажем, как самому сделать электрический карандаш, питаемый током от понижающего трансформатор;;, уже описанного в этой книге выше, а потом и о других возможных моделях.
Для нашей цели можно применять любой понижающий трансформатор с понижением напряжения до 2—4 вольт, но с достаточной силой тока, чтобы он не перегревался при замыкании его на сопротивление электрического карандаша.
Трансформатор системы „Гном\», употребляемый для питания электрических звонков, не годится: сила тока на его понижающих обмотках слишком мала для нашей цели, и потому трансформатор, быстро перегревшись, может сгореть.
Для электрического карандаша нам потребуется штепсельная вилка со шнуром длиной в метр и деревянная палочка для ручки.
Шнур надо зарядить в вилку не через торцевое отверстие, а сбоку. Для этого в щеке штепсельной вилки со стороны штепселя выпиливается трехгранным напильником выем глубиной 6—8 мм.
Рис. 139. Электрический карандаш нз штепсельной вилки.
Рис. 140. Электрический карандаш из эбонитовой трубки.
Когда шнур заряжен, в торцевое отверстие вилки вставляется ручка длиной в 10 см. Ручку надо вставлять плотно, чтобы она не качалась в вилке.
В штепсельную вилку вставляется отрезок спирали от электроплитки длиной в 3 см, изогнутый под острым углом. Вот и готов карандаш (см. рис. 139).
Карандаш этот питается напряжением в 2 вольта. Если у нашего трансформатора нет такого понижения напряжения, то можно воспользоваться и напряжением в 4 вольта. Только в этих случаях проволоку надо брать длиной в 5—6 см.
При включении нашего карандаша в трансформатор проволока сразу же накаливается до светлокрасного каления, и карандаш готов к работе. Если проволока будет накаливаться до белого каления, то надо ее удлинить, так как она может скоро перегореть и, к тому же, сильный накал проволоки затруднит работу — дерево то и дело будет вспыхивать огнем, что отражается на качестве рисунка.
Значительно компактнее и удобнее электрокарандаш, сделанный по второй модели (см. рис. 140).
Для такого карандаша потребуется эбонитовая трубка с наружным диаметром в 15—18 мм и внутренним диаметром 10-12 мм. В отрезок такой трубки длиной в 150 мм вставляют осветительный шнур в один или полтора метра длиной. К выходящему из трубки концу шнура присоединяют однополюсные штепсели. Места соединений тщательно обвертывают изоляционной лентой. После этого штепсели до половины их длины вставляют в трубку концами, соединенными со шнуром. Между штепселями необходимо проложить толстую пластинку слюды или асбеста с таким расчетом, чтобы не произошло замыкания. При этом также следует учесть, что штепсели должны прочно держаться в трубке. Поэтому их надо плотно вставлять в трубку.
Когда карандаш готов, вилка штепселя, как и в первом случае, соединяется куском нихромовои проволоки от электронагревательной спирали.
При выжигании по дереву электрическим карандашом, главное, — не следует спешить. Линии надо вести медленно, не прерывая до конца, если это должна быть прямая и ровная линия. Если же требуется сделать короткие черточки, то их делают мгновенным прикосновением острия карандаша. Не следует при работе глубоко прожигать дерево. От этого рисунок будет получаться неровный — пятнистый и потеряет свою прелесть.
Для начала рисунок надо нанести на дерево обыкновенным карандашом или, если кто не умеет рисовать, скопировать через копировальную бумагу. А когда будет приобретен достаточный навык в выжигании, можно будет начинать работу сразу с выжигания. Умеющие рисовать быстро могут освоить это своеобразное и интересное искусство художественного выжигания.
Есть интересный способ, при помощи которого можно хорошо рисовать, не будучи художником. Заключается он в несколько необычном копировании без копировальной бумаги. Недостаток такого копирования заключается в том, что предмет получается повернутым в другую сторону. Спо соб этот заключается вот в чем:
Надо взять чистое стекло и установить его на рабочем столе Строго перпендикулярно к плоскости стола, то-есть под прямым углом. Это легко проверить, имея при себе угольник с прямым углом. Теперь, если с левой стороны стекла мы положим на стол какой-нибудь рисунок, а с правой стороны стекла — лист чистой бумаги и посмотрим через стекло со стороны рисунка на чистый лист, то увидим на нем точную копию рисунка, только в обратном направлении, то-есть, если на рисунке портрет обращен вправо, то на листке бумаги он будет обращен влево. Нам остается только точно обвести контуры рисунка—и копия готова. Для наиболее яркого изображения рисунка нужно лист бумаги загородить со стороны окна, чтобы на него падало как можно меньше света. Тогда рисунок виден отчетливей. Для этого стекло надо соединить с листом фанеры или картона под прямым углом. Фанера или картон будут являться экраном, затемняющим свет (см. рис. 141). Садиться при таком рисовании надо .против света и стекло ставить ребром к свету.
В штепсельную вилку вставляется отрезок спирали от электроплитки длиной в 3 см, изогнутый под острым углом. Вот и готов карандаш (см. рис. 139).
Карандаш этот питается напряжением в 2 вольта. Если у нашего трансформатора нет такого понижения напряжения, то можно воспользоваться и напряжением в 4 вольта. Только в этих случаях проволоку надо брать длиной в 5—6 см.
При включении нашего карандаша в трансформатор проволока сразу же накаливается до светлокрасного каления, и карандаш готов к работе. Если проволока будет накаливаться до белого каления, то надо ее удлинить, так как она может скоро перегореть и, к тому же, сильный накал проволоки затруднит работу — дерево то и дело будет вспыхивать огнем, что отражается на качестве рисунка.
Значительно компактнее и удобнее электрокарандаш, сделанный по второй модели (см. рис. 140).
Для такого карандаша потребуется эбонитовая трубка с наружным диаметром в 15—18 мм и внутренним диаметром 10-12 мм. В отрезок такой трубки длиной в 150 мм вставляют осветительный шнур в один или полтора метра длиной. К выходящему из трубки концу шнура присоединяют однополюсные штепсели. Места соединений тщательно обвертывают изоляционной лентой. После этого штепсели до половины их длины вставляют в трубку концами, соединенными со шнуром. Между штепселями необходимо проложить толстую пластинку слюды или асбеста с таким расчетом, чтобы не произошло замыкания. При этом также следует учесть, что штепсели должны прочно держаться в трубке. Поэтому их надо плотно вставлять в трубку.
Когда карандаш готов, вилка штепселя, как и в первом случае, соединяется куском нихромовои проволоки от электронагревательной спирали.
При выжигании по дереву электрическим карандашом, главное, — не следует спешить. Линии надо вести медленно, не прерывая до конца, если это должна быть прямая и ровная линия. Если же требуется сделать короткие черточки, то их делают мгновенным прикосновением острия карандаша. Не следует при работе глубоко прожигать дерево. От этого рисунок будет получаться неровный — пятнистый и потеряет свою прелесть.
Для начала рисунок надо нанести на дерево обыкновенным карандашом или, если кто не умеет рисовать, скопировать через копировальную бумагу. А когда будет приобретен достаточный навык в выжигании, можно будет начинать работу сразу с выжигания. Умеющие рисовать быстро могут освоить это своеобразное и интересное искусство художественного выжигания.
Есть интересный способ, при помощи которого можно хорошо рисовать, не будучи художником. Заключается он в несколько необычном копировании без копировальной бумаги. Недостаток такого копирования заключается в том, что предмет получается повернутым в другую сторону. Спо соб этот заключается вот в чем:
Надо взять чистое стекло и установить его на рабочем столе Строго перпендикулярно к плоскости стола, то-есть под прямым углом. Это легко проверить, имея при себе угольник с прямым углом. Теперь, если с левой стороны стекла мы положим на стол какой-нибудь рисунок, а с правой стороны стекла — лист чистой бумаги и посмотрим через стекло со стороны рисунка на чистый лист, то увидим на нем точную копию рисунка, только в обратном направлении, то-есть, если на рисунке портрет обращен вправо, то на листке бумаги он будет обращен влево. Нам остается только точно обвести контуры рисунка—и копия готова. Для наиболее яркого изображения рисунка нужно лист бумаги загородить со стороны окна, чтобы на него падало как можно меньше света. Тогда рисунок виден отчетливей. Для этого стекло надо соединить с листом фанеры или картона под прямым углом. Фанера или картон будут являться экраном, затемняющим свет (см. рис. 141). Садиться при таком рисовании надо .против света и стекло ставить ребром к свету.
Рис. 141. Приспособление для копирования рисунков.
Можно копировать рисунки и даже зарисовывать оригиналы путем простейшего станочка, действующего по принципу камеры-обскура. Таким приспособлением пользовались прежде, когда еще не существовало фотографии. Это приспособление может сослужить нам большую службу теперь, когда нам надо точно скопировать для выжигания портрет или даже рисунок с оригинала.
Для станочка потребуются две фанерных коробки, вдвигающиеся одна в другую, плоское зеркало и увеличительное стекло—линза. Если не будет возможности подобрать подходящие коробки, их надо сделать самому из фанеры или тонких досок. Малая коробка изготовляется без задней стенки, а в передней в центре просверливается отверстие для линзы. Вторая коробка изготовляется, наоборот, без передней стенки, а в верхней части коробки делается прямоугольный вырез так, чтобы в ней оставалась рамка с бортами шириной в 20 мм.
Когда коробки будут готовы, в малой из них прикрепляют против отверстия линзу, а в большой у задней стенки устанавливают плоское зеркало под углом в 45° к верхней части коробки, в рамку которой врезается толстое оконное стекло. Коробку с линзой вставляют в другую коробку, и прибор готов (см. рис. 142).
Если теперь мы положим на стекло прибора пергаментную бумагу и наведем объектив—линзу нашего прибора на какой-нибудь предмет, то на пергаментной бумаге мы увидим его уменьшенное изображение. Регулировкой расстояния линзы от зеркала путем вдвигания или выдвигания малой коробки мы добьемся наибольшей резкости изображения. Теперь остается только обвести карандашом контуры изображения, и копия рисунка или предмета готова. Затем ее можно будет переснять через копировальную бумагу на фанеру и выжечь электрокарандашом.
Художественные выжигания, сделанные самодельным электрокарандашом, показаны на рис. 143, 144, 145, 146. Для того чтобы выжженный рисунок дольше сохранился, фанеру после выжигания на ней рисунка надо натереть раствором воска на скипидаре и затем отполировать суконкой.
Для станочка потребуются две фанерных коробки, вдвигающиеся одна в другую, плоское зеркало и увеличительное стекло—линза. Если не будет возможности подобрать подходящие коробки, их надо сделать самому из фанеры или тонких досок. Малая коробка изготовляется без задней стенки, а в передней в центре просверливается отверстие для линзы. Вторая коробка изготовляется, наоборот, без передней стенки, а в верхней части коробки делается прямоугольный вырез так, чтобы в ней оставалась рамка с бортами шириной в 20 мм.
Когда коробки будут готовы, в малой из них прикрепляют против отверстия линзу, а в большой у задней стенки устанавливают плоское зеркало под углом в 45° к верхней части коробки, в рамку которой врезается толстое оконное стекло. Коробку с линзой вставляют в другую коробку, и прибор готов (см. рис. 142).
Если теперь мы положим на стекло прибора пергаментную бумагу и наведем объектив—линзу нашего прибора на какой-нибудь предмет, то на пергаментной бумаге мы увидим его уменьшенное изображение. Регулировкой расстояния линзы от зеркала путем вдвигания или выдвигания малой коробки мы добьемся наибольшей резкости изображения. Теперь остается только обвести карандашом контуры изображения, и копия рисунка или предмета готова. Затем ее можно будет переснять через копировальную бумагу на фанеру и выжечь электрокарандашом.
Художественные выжигания, сделанные самодельным электрокарандашом, показаны на рис. 143, 144, 145, 146. Для того чтобы выжженный рисунок дольше сохранился, фанеру после выжигания на ней рисунка надо натереть раствором воска на скипидаре и затем отполировать суконкой.
Рис. 142. Применение камеры-обскура для копирования.
Рис. 143. По картине Шишкина „Утро в лесу\» (выжжено электрическим карандашом).
Рис. 144. На берегу реки (выжжено электрически» карандашом).
Рис. 145. Голова лошади (выжжено электрическим карандашом).
Рис. 146. Голова собаки (выжжено электрическим карандашом).