Уже за много лет до нашего времени люди применяли всевозможные красящие вещества для окраски тканей, строений и для живописи. Частью это были краски, полученные из животных и растений, частью же добытые из недр земли.
Часто упоминаемый в старинных книгах пурпур применялся для окраски тканей в ярко-красный цвет. Его извлекали из мелких животных, моллюсков, живущих в раковинах. Синяя краска индиго была известна людям более чем 2000 лет тому назад. Она добывалась из особого растения, вывариванием его сока.
Краски, добываемые из недр земли, так называемые минеральные краски, например, киноварь, малахитовая зелень, добывались из руд. Руда размельчалась, освобождалась от посторонних примесей, и полученная краска применялась в дело.
Краски, получаемые из животных и растений, применялись главным образом для окраски тканей. Минеральные краски шли для покрытия дерева и металла, и только в небольших количествах для окраски тканей.
О течением времени на смену животным и расти-тельным краскам появились смоляные краски. Они приготовляются из каменноугольной смолы и отличаются большим разнообразием цветов и оттенков.
Взгляните на ситцы и сукна, выставленные в мануфактурном магазине. Каких только цветов здесь нет! Эти цвета гораздо разнообразнее и причудливее, чем цвета красок, добываемых из растений и животных. И если к\’ этому прибавить, что они гораздо дешевле, то станет понятным, почему в настоящее время применение животных и растительных красок значительно сократилось.
Приготовление каменноугольных красок очень сложно. Для этого необходимы особые, часто дорого стоящие, аппараты и инструменты. Сверх того для этого требуется основательное знание химии. Без этого приготовление смоляных красок невозможно, почему и не будет изложено в настоящей книге.
Подобно животным и растительным краскам, приготовление многих минеральных красок тоже отличается дороговизной. Нужно не только найти подходящую руду, но и обработать ее, очистить от посторонних примесей\’и привести в такой вид, чтобы краску можно было применить в дело.
Поэтому, с течением времени на смену многих естественных добываемых из руды красок, стали юто-вить искусственные — краски. Смешивая известные вещества, сплавляя их на огне, растворяя в воде и т. п., стали получать искусственные минеральные крас к и. По своему цвету и по своей силе эти краски сплошь и рядом совершенно не отличаются от тех, которые дыбыты из руд. Мало того: сплавлением, смешением и т, п. различных веществ, удалось получить краски таких цветов, какие не добывались из руд.
Приготовление каменноугольных красок, как только что было сказано, сложно и требует аппаратов и машин. Получение же искусственных минеральных красок часто очень просто и может быть выполнено в любом помещении. Правда, чтобы сознательно вести работу, и здесь требуется знакомство с химией.
Но, если придерживаться строго рецептов, точно отвешивать количество необходимого материала и т. п., то всегда можно .получить краску достаточно высокого качества.
Все минеральные краски по способу их употребления, делятся на: 1) водяные, 2) клеевые и 3) масляные.
Чтобы покрыть краской какую-нибудь поверхность, ее нужно развести, т.-е. сделать более или менее жидкой. Иначе она -не ляжет, не покроет собою дерево или металл. Некоторые краски разводятся на воде. Сухую краску, представляющую собою тонко размолотый порошок, разводят водотэ, тщательно с нею перемешивают и в таком виде кистью намазывают на дерево. Другие краски не смешиваются достаточно полно с водой и, чтобы сделать их пригодными для окраски, их смешивают с водою, в которой предварительно растворен малярный клей. И, наконец, для третьих красок в качестве разбавляющего вещества применяется масло. Обычно берется вареное льняное масло, так называемая олифа. Применение олифы имеет двоякую цель. Во-первых, подобно клею и воде она разводит краску. Во-вторых, она заставляет краску, которой покрыта поверхность, скорее высохнуть. Быстрая высыхаемость олифы достигается тем, что в льняное масло при его варке прибавляются особые вещества, назывемые сиккативами.
В дальнейшем- при описании минеральных красок будет указано, какие краски разводятся на воде, какие на клее и какие, наконец, на олифе.
Главное применение минеральных красок —- в малярном доле. Ими окрашиваются здания, предметы домашнего обихода, суда, вагоны и паровозы, машины и т. п. При этом окраска не только придает предмету более красивый, приятный для глаза вид, но и делает его более прочным. Выкрашенный предмет лучше противостоит влиянию сырости -и тепла. Так, железная,
выкрашенная масляной краской крыша не ржавеет до тех пор, пока краска с нее не сползет. Краска предохраняет ее от дождя, не позволяя влаге непосредственно касаться железа. То же самое необходимо сказать и относительно дерева. Выкрашенное дерево труднее поддается гниению.
Кроме этого, минеральные краски применяются в живописи, в обойном производстве, для изготовления красок, которыми покрываются обои, в гончарном производстве — для приготовления глазури для глиняных изделий и т. п.
Основное требование, которое пред\’является ко всякой краске, заключается в том, чтобы она была чистой. В хорошо изготовленной краске не должно быть посторонних примесей, так как это понижает ее качество. К сожалению, это требование очень редко соблюдается продавцами красок. В лучшем случае они примешивают в краску посторонние вещества, так сказать, безразличные, не вредящие делу. В худшем случае в краску подмешивается вещество, явно ухудшающее качество краски.
Нужно заметить, что, кажется, ни в одной области торговли не происходит такой фальсификации, как в торговле минеральными красками. В особенности это случается тогда, когда продается уже готовая, растертая на масле краска. В продающиеся на рынках и в москательных магазинах свинцовые белила, сурик и другие краски подбавляются не только безразличные вещества вроде тяжелого шпата, но и прямо портящий товар мел.
Происходит это потому, что отличить фальсифицированную краску от хорошей часто очень трудно, и сделать это без лаборатории может только очень опытный глаз. Между тем, для некоторых красок существуют сравнительно простате способы распознания их доброкачественности.
Некоторне из этих способов, не требующие особо сложных приспособлений и выполнимые даже мило-сведущим человеком, будут указаны в настоящей книжке.
Часто упоминаемый в старинных книгах пурпур применялся для окраски тканей в ярко-красный цвет. Его извлекали из мелких животных, моллюсков, живущих в раковинах. Синяя краска индиго была известна людям более чем 2000 лет тому назад. Она добывалась из особого растения, вывариванием его сока.
Краски, добываемые из недр земли, так называемые минеральные краски, например, киноварь, малахитовая зелень, добывались из руд. Руда размельчалась, освобождалась от посторонних примесей, и полученная краска применялась в дело.
Краски, получаемые из животных и растений, применялись главным образом для окраски тканей. Минеральные краски шли для покрытия дерева и металла, и только в небольших количествах для окраски тканей.
О течением времени на смену животным и расти-тельным краскам появились смоляные краски. Они приготовляются из каменноугольной смолы и отличаются большим разнообразием цветов и оттенков.
Взгляните на ситцы и сукна, выставленные в мануфактурном магазине. Каких только цветов здесь нет! Эти цвета гораздо разнообразнее и причудливее, чем цвета красок, добываемых из растений и животных. И если к\’ этому прибавить, что они гораздо дешевле, то станет понятным, почему в настоящее время применение животных и растительных красок значительно сократилось.
Приготовление каменноугольных красок очень сложно. Для этого необходимы особые, часто дорого стоящие, аппараты и инструменты. Сверх того для этого требуется основательное знание химии. Без этого приготовление смоляных красок невозможно, почему и не будет изложено в настоящей книге.
Подобно животным и растительным краскам, приготовление многих минеральных красок тоже отличается дороговизной. Нужно не только найти подходящую руду, но и обработать ее, очистить от посторонних примесей\’и привести в такой вид, чтобы краску можно было применить в дело.
Поэтому, с течением времени на смену многих естественных добываемых из руды красок, стали юто-вить искусственные — краски. Смешивая известные вещества, сплавляя их на огне, растворяя в воде и т. п., стали получать искусственные минеральные крас к и. По своему цвету и по своей силе эти краски сплошь и рядом совершенно не отличаются от тех, которые дыбыты из руд. Мало того: сплавлением, смешением и т, п. различных веществ, удалось получить краски таких цветов, какие не добывались из руд.
Приготовление каменноугольных красок, как только что было сказано, сложно и требует аппаратов и машин. Получение же искусственных минеральных красок часто очень просто и может быть выполнено в любом помещении. Правда, чтобы сознательно вести работу, и здесь требуется знакомство с химией.
Но, если придерживаться строго рецептов, точно отвешивать количество необходимого материала и т. п., то всегда можно .получить краску достаточно высокого качества.
Все минеральные краски по способу их употребления, делятся на: 1) водяные, 2) клеевые и 3) масляные.
Чтобы покрыть краской какую-нибудь поверхность, ее нужно развести, т.-е. сделать более или менее жидкой. Иначе она -не ляжет, не покроет собою дерево или металл. Некоторые краски разводятся на воде. Сухую краску, представляющую собою тонко размолотый порошок, разводят водотэ, тщательно с нею перемешивают и в таком виде кистью намазывают на дерево. Другие краски не смешиваются достаточно полно с водой и, чтобы сделать их пригодными для окраски, их смешивают с водою, в которой предварительно растворен малярный клей. И, наконец, для третьих красок в качестве разбавляющего вещества применяется масло. Обычно берется вареное льняное масло, так называемая олифа. Применение олифы имеет двоякую цель. Во-первых, подобно клею и воде она разводит краску. Во-вторых, она заставляет краску, которой покрыта поверхность, скорее высохнуть. Быстрая высыхаемость олифы достигается тем, что в льняное масло при его варке прибавляются особые вещества, назывемые сиккативами.
В дальнейшем- при описании минеральных красок будет указано, какие краски разводятся на воде, какие на клее и какие, наконец, на олифе.
Главное применение минеральных красок —- в малярном доле. Ими окрашиваются здания, предметы домашнего обихода, суда, вагоны и паровозы, машины и т. п. При этом окраска не только придает предмету более красивый, приятный для глаза вид, но и делает его более прочным. Выкрашенный предмет лучше противостоит влиянию сырости -и тепла. Так, железная,
выкрашенная масляной краской крыша не ржавеет до тех пор, пока краска с нее не сползет. Краска предохраняет ее от дождя, не позволяя влаге непосредственно касаться железа. То же самое необходимо сказать и относительно дерева. Выкрашенное дерево труднее поддается гниению.
Кроме этого, минеральные краски применяются в живописи, в обойном производстве, для изготовления красок, которыми покрываются обои, в гончарном производстве — для приготовления глазури для глиняных изделий и т. п.
Основное требование, которое пред\’является ко всякой краске, заключается в том, чтобы она была чистой. В хорошо изготовленной краске не должно быть посторонних примесей, так как это понижает ее качество. К сожалению, это требование очень редко соблюдается продавцами красок. В лучшем случае они примешивают в краску посторонние вещества, так сказать, безразличные, не вредящие делу. В худшем случае в краску подмешивается вещество, явно ухудшающее качество краски.
Нужно заметить, что, кажется, ни в одной области торговли не происходит такой фальсификации, как в торговле минеральными красками. В особенности это случается тогда, когда продается уже готовая, растертая на масле краска. В продающиеся на рынках и в москательных магазинах свинцовые белила, сурик и другие краски подбавляются не только безразличные вещества вроде тяжелого шпата, но и прямо портящий товар мел.
Происходит это потому, что отличить фальсифицированную краску от хорошей часто очень трудно, и сделать это без лаборатории может только очень опытный глаз. Между тем, для некоторых красок существуют сравнительно простате способы распознания их доброкачественности.
Некоторне из этих способов, не требующие особо сложных приспособлений и выполнимые даже мило-сведущим человеком, будут указаны в настоящей книжке.