Теперь, когда мы коротко познакомились с историей и теорией фотографии, которая является основной составной частью кинематографии, можно перейти непосредственно и к разбору истории и теории кино.
Человеческий глаз обладает важнейшей способностью „запоминать изображение\». Чтобы убедиться в этом, посмотрите на какой-нибудь ярко освещенный предмет, например на снежный пейзаж или просто на окно, и закройте глаза. Вы заметите, что после того как закроете глаза, еще некоторое время будете как бы видеть изображение пейзажа или окна. Установлено, что, при любом коротком световом воздействии на сетчатку глаза, на ней всегда сохраняется изображение виденного предмета в продолжение не менее одной десятой доли секунды.
Теперь, если вы посмотрите на движущийся предмет,— например, прыгающую со скакалкой девочку,—и будете часто мигать глазами, то вы не заметите никакого перерыва в движениях девочки. За малую долю секунды, на которую закрываются ваши глаза, вследствие способности глаза „запоминать\», изображение предметов не успевает потухнуть—рассеяться, и потому создается впечатление непрерывного движения девочки, словно вы смотрите на нее, совершенно не закрывая глаз.
На этом свойстве наших глаз и основана кинематография.
Киносъемочный аппарат представляет собой фотоаппарат, специально приспособленный для моментальной съемки не менее 16—20 снимков в секунду на скачками двигающейся пленке. При такой скорости съемки и последовательного движения пленки, снимаемый двигающийся предмет разлагается на 16—20 снимков в последовательном порядке. Так, на первом снимке девочка стоит в спокойной положении, на втором — она уже чуть приподняла руки, в которых держит скакалку, и немного присела, на третьем—руки подняты уже до уровня плеч, и так далее, до полного завершения скачка и всех при этом движениях девочки. Если теперь мы продемонстрируем кинопроекционным аппаратом этот кусок пленки с 16—20 кадрами (кадром называется отдельный снимок), то увидим на экране прыгающую со скакалкой девочку.
Кинопроекционный аппарат устроен почти так же, как и киносъемочный. Механизм его способен менять перед проекционным объективом по 16—20, иногда и более, кадров в секунду. А так как особое свойство нашего глаза заключается в способности „запоминать\» изображение предмета, то при такой быстрой смене отдельных фотографий с различными элементами разложенного на 16—20 кадров движения девочки, мы не заметим передвижения кадров, и в наших глазах создастся впечатление непрерывного движения предмета: мы увидим прыгающую девочку.
Когда люди пришли к мысли о создании такого аппарата, при помощи которого можно было бы разлагать изображение движения на составные элементы и затем снова складывать изображение движущегося предмета, и был сконструирован так называемый стробоскоп. Название „стробоскоп\» происходит из сочетания двух греческих слов: „стробос\»—вихрь и „скопео\» — смотри. Стробоскоп—это оптический прибор, дающий прерывистое периодическое освещение, благодаря чему можно сделать изображение тела, совершающего периодическое движение, неподвижным или движущимся медленно.
Человеческий глаз обладает важнейшей способностью „запоминать изображение\». Чтобы убедиться в этом, посмотрите на какой-нибудь ярко освещенный предмет, например на снежный пейзаж или просто на окно, и закройте глаза. Вы заметите, что после того как закроете глаза, еще некоторое время будете как бы видеть изображение пейзажа или окна. Установлено, что, при любом коротком световом воздействии на сетчатку глаза, на ней всегда сохраняется изображение виденного предмета в продолжение не менее одной десятой доли секунды.
Теперь, если вы посмотрите на движущийся предмет,— например, прыгающую со скакалкой девочку,—и будете часто мигать глазами, то вы не заметите никакого перерыва в движениях девочки. За малую долю секунды, на которую закрываются ваши глаза, вследствие способности глаза „запоминать\», изображение предметов не успевает потухнуть—рассеяться, и потому создается впечатление непрерывного движения девочки, словно вы смотрите на нее, совершенно не закрывая глаз.
На этом свойстве наших глаз и основана кинематография.
Киносъемочный аппарат представляет собой фотоаппарат, специально приспособленный для моментальной съемки не менее 16—20 снимков в секунду на скачками двигающейся пленке. При такой скорости съемки и последовательного движения пленки, снимаемый двигающийся предмет разлагается на 16—20 снимков в последовательном порядке. Так, на первом снимке девочка стоит в спокойной положении, на втором — она уже чуть приподняла руки, в которых держит скакалку, и немного присела, на третьем—руки подняты уже до уровня плеч, и так далее, до полного завершения скачка и всех при этом движениях девочки. Если теперь мы продемонстрируем кинопроекционным аппаратом этот кусок пленки с 16—20 кадрами (кадром называется отдельный снимок), то увидим на экране прыгающую со скакалкой девочку.
Кинопроекционный аппарат устроен почти так же, как и киносъемочный. Механизм его способен менять перед проекционным объективом по 16—20, иногда и более, кадров в секунду. А так как особое свойство нашего глаза заключается в способности „запоминать\» изображение предмета, то при такой быстрой смене отдельных фотографий с различными элементами разложенного на 16—20 кадров движения девочки, мы не заметим передвижения кадров, и в наших глазах создастся впечатление непрерывного движения предмета: мы увидим прыгающую девочку.
Когда люди пришли к мысли о создании такого аппарата, при помощи которого можно было бы разлагать изображение движения на составные элементы и затем снова складывать изображение движущегося предмета, и был сконструирован так называемый стробоскоп. Название „стробоскоп\» происходит из сочетания двух греческих слов: „стробос\»—вихрь и „скопео\» — смотри. Стробоскоп—это оптический прибор, дающий прерывистое периодическое освещение, благодаря чему можно сделать изображение тела, совершающего периодическое движение, неподвижным или движущимся медленно.
Теперь, когда мы коротко познакомились с историей и теорией фотографии, которая является основной составной частью кинематографии, можно перейти непосредственно и к разбору истории и теории кино.
Человеческий глаз обладает важнейшей способностью „запоминать изображение\». Чтобы убедиться в этом, посмотрите на какой-нибудь ярко освещенный предмет, например на снежный пейзаж или просто на окно, и закройте глаза. Вы заметите, что после того как закроете глаза, еще некоторое время будете как бы видеть изображение пейзажа или окна. Установлено, что, при любом коротком световом воздействии на сетчатку глаза, на ней всегда сохраняется изображение виденного предмета в продолжение не менее одной десятой доли секунды.
Теперь, если вы посмотрите на движущийся предмет,— например, прыгающую со скакалкой девочку,—и будете часто мигать глазами, то вы не заметите никакого перерыва в движениях девочки. За малую долю секунды, на которую закрываются ваши глаза, вследствие способности глаза „запоминать\», изображение предметов не успевает потухнуть—рассеяться, и потому создается впечатление непрерывного движения девочки, словно вы смотрите на нее, совершенно не закрывая глаз.
На этом свойстве наших глаз и основана кинематография.
Киносъемочный аппарат представляет собой фотоаппарат, специально приспособленный для моментальной съемки не менее 16—20 снимков в секунду на скачками двигающейся пленке. При такой скорости съемки и последовательного движения пленки, снимаемый двигающийся предмет разлагается на 16—20 снимков в последовательном порядке. Так, на первом снимке девочка стоит в спокойной положении, на втором — она уже чуть приподняла руки, в которых держит скакалку, и немного присела, на третьем—руки подняты уже до уровня плеч, и так далее, до полного завершения скачка и всех при этом движениях девочки. Если теперь мы продемонстрируем кинопроекционным аппаратом этот кусок пленки с 16—20 кадрами (кадром называется отдельный снимок), то увидим на экране прыгающую со скакалкой девочку.
Кинопроекционный аппарат устроен почти так же, как и киносъемочный. Механизм его способен менять перед проекционным объективом по 16—20, иногда и более, кадров в секунду. А так как особое свойство нашего глаза заключается в способности „запоминать\» изображение предмета, то при такой быстрой смене отдельных фотографий с различными элементами разложенного на 16—20 кадров движения девочки, мы не заметим передвижения кадров, и в наших глазах создастся впечатление непрерывного движения предмета: мы увидим прыгающую девочку.
Когда люди пришли к мысли о создании такого аппарата, при помощи которого можно было бы разлагать изображение движения на составные элементы и затем снова складывать изображение движущегося предмета, и был сконструирован так называемый стробоскоп. Название „стробоскоп\» происходит из сочетания двух греческих слов: „стробос\»—вихрь и „скопео\» — смотри. Стробоскоп—это оптический прибор, дающий прерывистое периодическое освещение, благодаря чему можно сделать изображение тела, совершающего периодическое движение, неподвижным или движущимся медленно.
Первый простейший стробоскоп состоял из двух картонных кругов, насаженных на общую ось на некотором расстоянии друг от друга. На одном из кругов было нарисовано несколько картинок, изображающих последовательное движение предмета. На втором круге были вырезаны по количеству картинок длинные узкие щели так, чтобы каждая щель приходилась против картинки. Если мы по очереди посмотрим в каждую щель, то мы увидим лишь один момент в движении предмета, а если мы быстро повернем круги, то перед нашими глазами, быстро пробегая одна за другой, картинки сольются в одно изображение двигающегося предмета (см. рис. 76). Этому изобретению насчитывается более ста лет. Позднее стробоскоп был усовершенствован: картонные круги заменились металлическим или тоже картонным цилиндром с узкими параллельными щелями по окружности. В этот цилиндр вкладывались бумажные полоски с изображением двигающегося предмета. И когда цилиндр начинали вращать, то сквозь щели было видно движение предмета (см. рис. 77).
Человеческий глаз обладает важнейшей способностью „запоминать изображение\». Чтобы убедиться в этом, посмотрите на какой-нибудь ярко освещенный предмет, например на снежный пейзаж или просто на окно, и закройте глаза. Вы заметите, что после того как закроете глаза, еще некоторое время будете как бы видеть изображение пейзажа или окна. Установлено, что, при любом коротком световом воздействии на сетчатку глаза, на ней всегда сохраняется изображение виденного предмета в продолжение не менее одной десятой доли секунды.
Теперь, если вы посмотрите на движущийся предмет,— например, прыгающую со скакалкой девочку,—и будете часто мигать глазами, то вы не заметите никакого перерыва в движениях девочки. За малую долю секунды, на которую закрываются ваши глаза, вследствие способности глаза „запоминать\», изображение предметов не успевает потухнуть—рассеяться, и потому создается впечатление непрерывного движения девочки, словно вы смотрите на нее, совершенно не закрывая глаз.
На этом свойстве наших глаз и основана кинематография.
Киносъемочный аппарат представляет собой фотоаппарат, специально приспособленный для моментальной съемки не менее 16—20 снимков в секунду на скачками двигающейся пленке. При такой скорости съемки и последовательного движения пленки, снимаемый двигающийся предмет разлагается на 16—20 снимков в последовательном порядке. Так, на первом снимке девочка стоит в спокойной положении, на втором — она уже чуть приподняла руки, в которых держит скакалку, и немного присела, на третьем—руки подняты уже до уровня плеч, и так далее, до полного завершения скачка и всех при этом движениях девочки. Если теперь мы продемонстрируем кинопроекционным аппаратом этот кусок пленки с 16—20 кадрами (кадром называется отдельный снимок), то увидим на экране прыгающую со скакалкой девочку.
Кинопроекционный аппарат устроен почти так же, как и киносъемочный. Механизм его способен менять перед проекционным объективом по 16—20, иногда и более, кадров в секунду. А так как особое свойство нашего глаза заключается в способности „запоминать\» изображение предмета, то при такой быстрой смене отдельных фотографий с различными элементами разложенного на 16—20 кадров движения девочки, мы не заметим передвижения кадров, и в наших глазах создастся впечатление непрерывного движения предмета: мы увидим прыгающую девочку.
Когда люди пришли к мысли о создании такого аппарата, при помощи которого можно было бы разлагать изображение движения на составные элементы и затем снова складывать изображение движущегося предмета, и был сконструирован так называемый стробоскоп. Название „стробоскоп\» происходит из сочетания двух греческих слов: „стробос\»—вихрь и „скопео\» — смотри. Стробоскоп—это оптический прибор, дающий прерывистое периодическое освещение, благодаря чему можно сделать изображение тела, совершающего периодическое движение, неподвижным или движущимся медленно.
Первый простейший стробоскоп состоял из двух картонных кругов, насаженных на общую ось на некотором расстоянии друг от друга. На одном из кругов было нарисовано несколько картинок, изображающих последовательное движение предмета. На втором круге были вырезаны по количеству картинок длинные узкие щели так, чтобы каждая щель приходилась против картинки. Если мы по очереди посмотрим в каждую щель, то мы увидим лишь один момент в движении предмета, а если мы быстро повернем круги, то перед нашими глазами, быстро пробегая одна за другой, картинки сольются в одно изображение двигающегося предмета (см. рис. 76). Этому изобретению насчитывается более ста лет. Позднее стробоскоп был усовершенствован: картонные круги заменились металлическим или тоже картонным цилиндром с узкими параллельными щелями по окружности. В этот цилиндр вкладывались бумажные полоски с изображением двигающегося предмета. И когда цилиндр начинали вращать, то сквозь щели было видно движение предмета (см. рис. 77).
Рис. 76. Первый простейший дисковый стробоскоп. Рис. 77. Цилиндрический стробоскоп.
На особенности нашего зрения основана и такая всем известная забавная игрушка, как „птичка в клетке\». Если вы на куске картона нарисуете с одной стороны клетку, а с другой—птичку и затем начнете быстро вращать кусок картона, приспособив его, скажем, на ось волчка, то вы увидите, что птичка сидит в клетке.
Можно, наконец, воспроизвести движение и таким образом: на каждом листке тетради, желательно сделанной из толстой бумаги, рисуют один из моментов движения предмета. Затем тетрадь немного перегибают и листы ее быстро отпускают. Поочереди перелистываясь, они показывают нам движение нарисованного предмета.
Но человеческие дерзания не знают предела. Вскоре человек захотел, чтобы движения предмета можно было заснимать и потом демонстрировать на экране одновременно многим зрителям. К этому времени уже был изобретен проекционный фонарь, далеко вперед шагнула техника фотографии. Соединением этих двух аппаратов и принципов их работы и был изобретен кинематограф, название которого произошло от сочетания двух греческих слов: „кинематос\» — движение и „графо\» —пишу.
Кинематография начала развиваться в конце XIX столетия. Приоритет в этом принадлежит также русским ученым и изобретателям. Первый показ кинематографических картин был осуществлен 9 января 1894 года русскими изобретателями Н. А. Любимовым и И. А. Тимченко, за год с лишним раньше, чем во Франции, которой незаслуженно приписывалось первенство в этом деле.
Рассмотрим теперь подробнее устройство киносъемочного аппарата.
Схема киносъемочного аппарата показана на рис. 78. Вы видите, что в киносъемочном аппарате имеются все основные детали, которые имеет обыкновенный фотоаппарат. Здесь есть и объектив, и затвор, и кадровый ограничитель, и приспособление для передвижения пленки. Имеется также целый ряд и других, не видных на схематическом рисунке деталей, например диафрагмы, видоискателей и т. д.
Можно, наконец, воспроизвести движение и таким образом: на каждом листке тетради, желательно сделанной из толстой бумаги, рисуют один из моментов движения предмета. Затем тетрадь немного перегибают и листы ее быстро отпускают. Поочереди перелистываясь, они показывают нам движение нарисованного предмета.
Но человеческие дерзания не знают предела. Вскоре человек захотел, чтобы движения предмета можно было заснимать и потом демонстрировать на экране одновременно многим зрителям. К этому времени уже был изобретен проекционный фонарь, далеко вперед шагнула техника фотографии. Соединением этих двух аппаратов и принципов их работы и был изобретен кинематограф, название которого произошло от сочетания двух греческих слов: „кинематос\» — движение и „графо\» —пишу.
Кинематография начала развиваться в конце XIX столетия. Приоритет в этом принадлежит также русским ученым и изобретателям. Первый показ кинематографических картин был осуществлен 9 января 1894 года русскими изобретателями Н. А. Любимовым и И. А. Тимченко, за год с лишним раньше, чем во Франции, которой незаслуженно приписывалось первенство в этом деле.
Рассмотрим теперь подробнее устройство киносъемочного аппарата.
Схема киносъемочного аппарата показана на рис. 78. Вы видите, что в киносъемочном аппарате имеются все основные детали, которые имеет обыкновенный фотоаппарат. Здесь есть и объектив, и затвор, и кадровый ограничитель, и приспособление для передвижения пленки. Имеется также целый ряд и других, не видных на схематическом рисунке деталей, например диафрагмы, видоискателей и т. д.
Как же осуществляется самый процесс кинематографической съемки?
Рис. 78. Схема киносъемочного аппарата.
Световые лучи, исходящие от предмета, проходя через объектив (1), преломляются и, попадая в кадровую рамку (2), в которой находится кинопленка, запечатляют на ней положение снимаемого предмета в ту долю секунды, при которой предмет занимает, скажем, начальное положение в своем движении.
Проходит шестнадцатая или двадцатая доля секунды и обтюратор (3)—затвор киносъемочного аппарата, представляющий собой металлический диск с открытым сектором, поворачиваясь на оси, соединенной с помощью шестерен с вращающейся ручкой киносъемочного аппарата, постепенно закрывает доступ световых лучей к кинопленке. Когда обтюратор совершенно закроет собой кадр, эксцентрик-кривошип (4) своим шипом входит в прорезь „мальтийского креста\» (5) и, поворачивая его на четверть оборота, поворачивает и зубчатый барабан (6), скрепленный на одной оси с „мальтийским крестом\». Поворачиваясь на четверть оборота, барабан с помощью зубцов тянет за перфорацию — отверстия кинопленку. Кинопленка устанавливается в кадровой рамке новым, незаснятым местом. В это время шип выходит из мальтийского креста, значит пленка останавливается неподвижно, обтюратор снова открывает доступ световых лучей на нее, происходит фотосъемка нового кадра, и затем повторяется всё сначала.
Так при помощи этого несложного механизма, устройство которого было известно задолго до изобретения киносъемочного аппарата, производится моментальная съемка движущегося предмета, в результате которой движение получается, разложенным на элементы. Это мы можем хорошо заметить после того, как кинопленка будет проявлена и зафиксирована, то-есть получен нормальный фотографический негатив, с которого впоследствии на такой же пленке делают путем копирования диапозитив—кинокартину.
Кинопленка делается из очень эластичного материала-целлулоида и покрывается светочувствительным слоем, как фотопластинка. Кинопленка представляет собой длинную узкую, в 35 мм шириной, полоску целлулоида с прямоугольными поперечными отверстиями по обоим бортам. Отверстия эти называются перфорацией от латинского „перфораре\» — пробуравливать, пробивать отверстия в определенном порядке. Они расположены в строго определенном порядке, с таким расчетом, чтобы на каждый кадр приходилось по четыре отверстия с каждой стороны (см. рис. 79).
Кассеты современных киносъемочных аппаратов вмещают в себя до 300 метров пленки, что обеспечивает непрерывную съемку движущихся предметов в течение 10—15 минут. А так как наш глаз способен сохранять зрительное впечатление в течение примерно 0,1 доли секунды, то обычно киносъемка для установок немого кино производится со скоростью 16—20 кадров в секунду и с такой же скоростью демонстрируется, а для звукового кино съемку ведут со скоростью 24 кадров в секунду.
Проходит шестнадцатая или двадцатая доля секунды и обтюратор (3)—затвор киносъемочного аппарата, представляющий собой металлический диск с открытым сектором, поворачиваясь на оси, соединенной с помощью шестерен с вращающейся ручкой киносъемочного аппарата, постепенно закрывает доступ световых лучей к кинопленке. Когда обтюратор совершенно закроет собой кадр, эксцентрик-кривошип (4) своим шипом входит в прорезь „мальтийского креста\» (5) и, поворачивая его на четверть оборота, поворачивает и зубчатый барабан (6), скрепленный на одной оси с „мальтийским крестом\». Поворачиваясь на четверть оборота, барабан с помощью зубцов тянет за перфорацию — отверстия кинопленку. Кинопленка устанавливается в кадровой рамке новым, незаснятым местом. В это время шип выходит из мальтийского креста, значит пленка останавливается неподвижно, обтюратор снова открывает доступ световых лучей на нее, происходит фотосъемка нового кадра, и затем повторяется всё сначала.
Так при помощи этого несложного механизма, устройство которого было известно задолго до изобретения киносъемочного аппарата, производится моментальная съемка движущегося предмета, в результате которой движение получается, разложенным на элементы. Это мы можем хорошо заметить после того, как кинопленка будет проявлена и зафиксирована, то-есть получен нормальный фотографический негатив, с которого впоследствии на такой же пленке делают путем копирования диапозитив—кинокартину.
Кинопленка делается из очень эластичного материала-целлулоида и покрывается светочувствительным слоем, как фотопластинка. Кинопленка представляет собой длинную узкую, в 35 мм шириной, полоску целлулоида с прямоугольными поперечными отверстиями по обоим бортам. Отверстия эти называются перфорацией от латинского „перфораре\» — пробуравливать, пробивать отверстия в определенном порядке. Они расположены в строго определенном порядке, с таким расчетом, чтобы на каждый кадр приходилось по четыре отверстия с каждой стороны (см. рис. 79).
Кассеты современных киносъемочных аппаратов вмещают в себя до 300 метров пленки, что обеспечивает непрерывную съемку движущихся предметов в течение 10—15 минут. А так как наш глаз способен сохранять зрительное впечатление в течение примерно 0,1 доли секунды, то обычно киносъемка для установок немого кино производится со скоростью 16—20 кадров в секунду и с такой же скоростью демонстрируется, а для звукового кино съемку ведут со скоростью 24 кадров в секунду.
Рис. 79. Отрезок кинопленки.
Современные киносъемочные и проекционные аппараты устроены значительно сложнее, чем тот, действие которого описано выше. Современные киносъемочные аппараты имеют несколько сменяющихся объективов, позволяющих оператору, не сходя с места, снимать значительно отдаленные предметы с применением так называемого телеобъектива, производить микросъемки. Когда „великий немой \»заговорил, то-есть кино стало звуковым, устройство его механизмов еще более усложнилось. Теперь уже начинает внедряться стереокино* (* Стерео — греческое „стереос\»—пространственный.) —объемное кино, уже не с плоским, а с объемным изображением, а такое кино при демонстрировании цветных фильмов создает полное впечатление действительности. Высокая светочувствительность современной фотографической эмульсии открыла совершенно новые перспективы перед кинематографией. Теперь получена такая светочувствительность пленки, которая позволяет производить съемки с выдержкой в миллионные доли секунды. Есть уже киносъемочные аппараты, которые делают более 1000 снимков в секунду. При таких скоростях стало возможным заснимать полет пули, удар молнии, разрыв снаряда, самый быстрый полет насекомых и другие мгновенные явления. При нормальной скорости проекции такого фильма имеется возможность видеть подробно все мельчайшие движения, например крыльев при полете насекомого, завихривание воздуха при вращении пропеллера самолета, разрыв снаряда и т. д. Поэтому быструю киносъемку называют „лупой времени\».
Широко в науке применяется теперь и обратный процесс-замедленная киносъемка. Например, у горшка с высаженными в него семенами устанавливается киносъемочный аппарат, который при помощи автоматического устройства будет производить съемку одного кадра в течение 6 — 8 часов. Через несколько недель на кинопленке будет заснят таким образом процесс роста растения. Просмотрев такой фильм, мы в течение нескольких минут сможем увидеть в ускоренном виде все процессы развития растения. Это имеет огромное познавательное значение для науки.
Мы познакомились вкратце с историей рождения и развития кинематографии и теперь ясно представляем его огромное значение. Ведь ничто, кроме кино, не может так точно сохранить на десятилетия те жизненные процессы, которые мы пожелаем оставить для истории. А разве не интересно, например, сохранить и потом демонстрировать кинофильмы, заснятые в походах и на экскурсиях, на физкультурных соревнованиях по плаванию, по бегу, по прыжкам и т. д.? И всё это можно сделать, имея киносъемочный и кинопроекционный аппараты. Но где же их взять, — спросите вы? Ведь киносъемочный аппарат стоит очень, очень дорого, да и промышленность наша выпускает такие аппараты пока еще не для широкого круга любителей.
Если присмотреться внимательнее и подробнее изучить устройство киноаппарата, то оказывается, что он не так уж сложен, как кажется на первый взгляд. Настойчивому школьнику, умеющему владеть инструментом и обладающему навыками слесарной обработки металла, не составит особых трудностей самому сделать киносъемочный и проекционный аппараты. Ниже мы предлагаем описание универсального киноаппарата, с помощью которого можно производить съемку и показ фильмов.
Широко в науке применяется теперь и обратный процесс-замедленная киносъемка. Например, у горшка с высаженными в него семенами устанавливается киносъемочный аппарат, который при помощи автоматического устройства будет производить съемку одного кадра в течение 6 — 8 часов. Через несколько недель на кинопленке будет заснят таким образом процесс роста растения. Просмотрев такой фильм, мы в течение нескольких минут сможем увидеть в ускоренном виде все процессы развития растения. Это имеет огромное познавательное значение для науки.
Мы познакомились вкратце с историей рождения и развития кинематографии и теперь ясно представляем его огромное значение. Ведь ничто, кроме кино, не может так точно сохранить на десятилетия те жизненные процессы, которые мы пожелаем оставить для истории. А разве не интересно, например, сохранить и потом демонстрировать кинофильмы, заснятые в походах и на экскурсиях, на физкультурных соревнованиях по плаванию, по бегу, по прыжкам и т. д.? И всё это можно сделать, имея киносъемочный и кинопроекционный аппараты. Но где же их взять, — спросите вы? Ведь киносъемочный аппарат стоит очень, очень дорого, да и промышленность наша выпускает такие аппараты пока еще не для широкого круга любителей.
Если присмотреться внимательнее и подробнее изучить устройство киноаппарата, то оказывается, что он не так уж сложен, как кажется на первый взгляд. Настойчивому школьнику, умеющему владеть инструментом и обладающему навыками слесарной обработки металла, не составит особых трудностей самому сделать киносъемочный и проекционный аппараты. Ниже мы предлагаем описание универсального киноаппарата, с помощью которого можно производить съемку и показ фильмов.