Как уже указывалось, в настоящее время материалы для приготовления красок вырабатываются на особых химических заводах.
При небольшом производстве, когда для приготовления красок применяются небольшие количества материалов, их приобретают в москательных лавках. При значительном производстве дешевле покупать на химическом заводе.
Ниже будут описаны наиболее употребительные из материалов, применяемых для изготовления красок, при чем на те, которые могут быть легко изготовлены домашними средствами, будет обращено особое внимание.
Среди материалов необходимо различать щелочи, к и с л о т ы и с о л и.
Щелочи и кислоты отличаются при помощи л а к-мусовой бумаги, которую можно приобрести в \’любом аптекарском магазине. Лакмусовую бумагу всегда следует иметь при изготовлении красок, так как при помощи этой бумаги часто приходится определять, достаточно ли промыта краска.
Лакмусовая бумага бывает двух цветов: красная и синяя. Если синюю бумагу опустить в какую-нибудь кислоту—уксусную, соляную, азотную и т. д. — она становится красной. Синяя лакмусовая бумага от кислоты краснеет.
Если яге растворить в воде соду, поташ или каустическую соду, применяемую при варке мыла, и опустить в этот раствор красную лакмусовую бумажку, она синеет.
Этими свойствами лакмусовой бумажки часто приходится пользоваться мастеру-красильщику, и он должен твердо их помнить.
Чтобы понять, что такое соль произведите следующий опыт: растворите в стакане воды небольшой кусок каустической соды. Когда он распустится совершенно, подлейте небольшое количество серной кислоты. От приливания серной кислоты раствор не замутится, останется таким же, как был. Перелейте из стакана раствор в кастрюльку и начните подогревать на плите. Жидкость закипит, начнет обращаться в пары и испаряться. Через несколько времени вся вода выкипит, и на дне кастрюльки останется небольшое количество белой массы. По виду она напоминает кухонную (поваренную) соль. Каустическая сода называется иначе едкий натр. Полученная на дне кастрюльки масса называется с е р н о-н а т р о в о ю солью, так как она получилась из серной кислоты и едкого натра. Соль получается от действия кислоты на щелочь. Таким же образом от действия уксусной кислоты на едкий натр получается уксусно-натровая соль; от действия азотной кислоты на едкий натр — азотно-нагровая соль, называемая селитрой; от действия на известь серной кислоты — серно-известковая соль, гипс и т. д.
Если растворить соль в воде и опустить в нее лакмусовую бумажку, то ни красная, ни синяя бумажка не изменят \»своего цвета. Большинство солей ни щелочные, ни кислые. Такие соли называются нейтральными. Есть, однако, соли меняющие цвет лакмусовой бумажки. Так, хорошо известная всем питьевая сода щелочная. Она меняет красную лакмусовую бумажку в синий цвет. Есть и кислые соли, от которых синяя лакмусовая бумажка становится красной.
Из щелочей в красочном производстве чаще всего применяются поташ, сода и едкий натр.
Поташ получается из золы деревьев и растений и может легко быть приготовлен кустарным путем. Это удобно и выгодно в особенности в том случае, когда производство ведется в местности, где дешево топливо.
Золу помещают в бочку и при перемешивании заливают водою, которая растворяет содержащийся в золе поташ. Раствор отфильтровывают в баке с двумя днищами, о котором говорилось выше. Раствор помещают в плоские железные сковороды и выпаривают досуха. В сковородах остается так называемый серый поташ. В нем чистого поташа содержится около 60%. Остальные 40% состоят из других солей, которые находятся вместе с поташем в золе.
Серый поташ можно очистить. Для этого поташ помещается в деревянный чан и при помешивании заливается равным количеством воды. Вода растворит поташ, большая же часть посторонних примесей осядет на дно. Раствор снова сливают в сковороды и выпаривают досуха. Полученный таким образом поташ значительно чище серого поташа и может быть применен в красочном производстве. Такой поташ называется л и т р о в а н н ы м. Для получения поташа применяется либо лесная зола, получаемая при сжигании в лесу деревьев и кустарников, либо же печная зола. Последняя получается сожиганием древесного топлива в печах.
Если поблизости от красочной мастерской имеется обилие золы и если поташ постоянно требуется в произ-\’ водстве, для добывания его ставится ряд чанов с двойным дном, из которых верхнее решетчатое. Такие чаны ставят один выше другого в ряд уступами так, чтобы жидкость из одного чана могла быть перепускаема в другой, ниже стоящий. На решетчатое дно настилают солому, на которую насыпают золу и наливают воду. Раствор, постепенно перепус-
каемый из верхнего чана, чрез промежуточные, до нижнего, крепчает и, в конце концов, его сливают в котлы или испарители для выпаривания.
После выпаривания получается сырой поташ светло-коричнего цвета с содержанием воды до 6%.
Прокаливанием сырого поташа можно удалить воду и разрушить окрашивающие вещества отчего поташ получает серый цвет и рассыпчатый вид.
При продолжительном стоянии на воздухе поташ становится влажным и расплывается.
Едкий натр и сода. Едкий натр или каустическая сода вырабатывается на заводе. Приготовление ее кустарным способом затруднительно. Обычно она продается в запаянных железных барабанах. Если каустическая сода покупается не в запаянном барабане, а с рук, небольшим количеством, то при покупке нужно быть осторожным. В последние годы, когда сильно развилось кустарное мыловарение, часто случалось, что неопытные мыловары покупали вместо каустической соды хлористый кальций. По внешнему виду он тоже представляет собою белые куски, оплывающие на воз-лухе. Если бы мыловары пробовали покупаемый товар па лакмусовую бумажку, они увидели бы, что это не сода. Лакмусовая бумажка от прикосновения к хлористому кальцию не меняет своего цвета.
Сода существует в продаже в двух видах — так называемая литьевая и бельевая сода.
Сода приготовляется заводским путем. Если облить соду какой-нибудь кислотой, например уксусной или же соляной, она начинает шипеть.
Известь. Известь получается из известняка, который подвергается накаливанию. Для красочного производства должна применяться совершенно чистая известь, без посторонних примесей, которые вредят чистоте красок. Обычно к извести бывают иримешаны или соединения железа, или же магнезия. Первые можно узнать но красному цвету. Магнезия узнается таким образом: к небольшому количеству извести приливается много воды. Если известь растворится не вся, то нерастворивгаийся осадок я есть магнезия.
При производстве красок обычно применяется не жженая, а гашеная известь. Ее получают вспрыскивая жженую известь водою. Вспрыскивание продолжают до тех пор,\’пока куски извести не превратятся в порошок. Порошок просеивается и сохраняется в хорошо закрытых сосудах, чтобы в него не проникал наружный
воздух.
При производстве красок порошок разбавляется водою до тех пор, пока не получится кашицеобразной массы. Иногда, же воды прибавляется много и получается так называемое — известковое молоко.
Из кислот при производстве красок наиболее часто применяются соляная, серная, азотная и щавелевая кислоты. Все кислоты производятся заводским путем и при красочном производстве покупаются непосредственно на заводах или же, у москательщиков.
Из солей чаще всего приходится работать со следующими:
Железный купорос. Это дешевый продукт, которым пользуются для изготовления железных красок. Чистый, свеже-нриготовленный железный купорос зеленого цвета. По мере стояния на воздухе он теряет свою окраску и становится желто-бурого цвета.
Желтое синькали.\» Продается в виде больших желтых кусков, хорошо растворимых в воде. Производится на заводах, но легко может быть приготовлен и кустарным путем в особенности в том случае, если поблизости имеется кожевенный завод или бойня, с которых можно получать животные отбросы — рога, копыта, обрезки кожи, мездры и т. п.
Производство ведется следующим образом: в железный котел нагружаются животные отбросы, поташ и железные опилки. Все это тщательно перемешивается и подвергается нагреванию. Производить нагревание в закрытом помещении нельзя, так как при производстве выделяются вонючие, сильно действующие газы.
Когда подогреваемая масса спечется, ее обрабатывают водою, которая и растворяет синъкали. Раствор отфильтровывается и выпаривается до тех пор, пока на дно сосуда не выпадают желтые куски сииъкали.
В продажное синькали часто подмешивают для фальсификации сернокалиеву соль. При производстве красок она не приносит вреда, но она стоит гораздо дешевле синькали.
Узнать фальсификацию можно следующим образом: к раствору синькали в воде, налитому в стакан, приливают раствор хлористого бария (см. ниже). Выпавший на дно белый осадок показывает, что к синькали была примешана сернокалиевая соль.
Хлористый барий. Это дешевая соль, имеющаяся в продаже и приготовляемая из тяжелого пшата.
Хромовые соли очень важны в красочном производстве, так как помощью их получаются прочные краски различных цветов и оттенков. Двухромово-калиевая соль, наиболее часто применимая в красочном производстве, изготовляется заводским путем и. ее покупать проще всего в готовом виде. Краски, при-готовлнные из хромовых солей, очень постоянны, не изменяются на воздухе, и кроме того, огнеупорны. Благодаря этому их применяют при живописи на фарфоре.
Медный купорос или серномедная соль применяется для изготовления главным образом зеленых красок. В продаже он имеется в виде синих кусков (кристаллов), легко растворяющихся в воде. При этом и вода принимает синий цвет.
Продажный купорос редко бывает чистым. Обычно в нем содержатся примеси железа, что при изготовлении некоторых красок, как будет указано ниже, недопустимо. В тех случаях, когда требуется чистый купорос, лучше всего изготовлять его в красочной мастерской.
Для этого мелко порезанную медь |гли же медные опилки обливают разведенною водой серною кислотой. Медь постепенно вступает в соединение с серной кислотой, давая купорос. Когда медь растворится вся. жидкость выпаривают больше, чем до половины и быстро охлаждают. На дне сосуда садятся куски купороса.
Свинцовый сахар продается в виде белых кусков, растворимых в воде. При этом вода становится сладковатой, откуда свинцовый сахар и получил свое название.
Если есть возможность получать по дешевой цене уксусную кислоту и свинцовый глет, то лучше свинцовый сахар готовить у себя в мастерской.
Для приготовления свинцового сахара чан наполняется древесной уксусной кислотой и в него опускают мешок из плотного полотна со свинцовым глетом. Глет должен быть возможно тонко измельчен. Чан закрывается крышкой.
Через несколько дней испытывают жидкость красной лакмусовой бумажкой. Если она станет синей, приливают при перемешивании еще уксуса.
Раствор свинцового сахара держится в плотно закрытом сосуде, иначе он мутнеет.
При небольшом производстве, когда для приготовления красок применяются небольшие количества материалов, их приобретают в москательных лавках. При значительном производстве дешевле покупать на химическом заводе.
Ниже будут описаны наиболее употребительные из материалов, применяемых для изготовления красок, при чем на те, которые могут быть легко изготовлены домашними средствами, будет обращено особое внимание.
Среди материалов необходимо различать щелочи, к и с л о т ы и с о л и.
Щелочи и кислоты отличаются при помощи л а к-мусовой бумаги, которую можно приобрести в \’любом аптекарском магазине. Лакмусовую бумагу всегда следует иметь при изготовлении красок, так как при помощи этой бумаги часто приходится определять, достаточно ли промыта краска.
Лакмусовая бумага бывает двух цветов: красная и синяя. Если синюю бумагу опустить в какую-нибудь кислоту—уксусную, соляную, азотную и т. д. — она становится красной. Синяя лакмусовая бумага от кислоты краснеет.
Если яге растворить в воде соду, поташ или каустическую соду, применяемую при варке мыла, и опустить в этот раствор красную лакмусовую бумажку, она синеет.
Этими свойствами лакмусовой бумажки часто приходится пользоваться мастеру-красильщику, и он должен твердо их помнить.
Чтобы понять, что такое соль произведите следующий опыт: растворите в стакане воды небольшой кусок каустической соды. Когда он распустится совершенно, подлейте небольшое количество серной кислоты. От приливания серной кислоты раствор не замутится, останется таким же, как был. Перелейте из стакана раствор в кастрюльку и начните подогревать на плите. Жидкость закипит, начнет обращаться в пары и испаряться. Через несколько времени вся вода выкипит, и на дне кастрюльки останется небольшое количество белой массы. По виду она напоминает кухонную (поваренную) соль. Каустическая сода называется иначе едкий натр. Полученная на дне кастрюльки масса называется с е р н о-н а т р о в о ю солью, так как она получилась из серной кислоты и едкого натра. Соль получается от действия кислоты на щелочь. Таким же образом от действия уксусной кислоты на едкий натр получается уксусно-натровая соль; от действия азотной кислоты на едкий натр — азотно-нагровая соль, называемая селитрой; от действия на известь серной кислоты — серно-известковая соль, гипс и т. д.
Если растворить соль в воде и опустить в нее лакмусовую бумажку, то ни красная, ни синяя бумажка не изменят \»своего цвета. Большинство солей ни щелочные, ни кислые. Такие соли называются нейтральными. Есть, однако, соли меняющие цвет лакмусовой бумажки. Так, хорошо известная всем питьевая сода щелочная. Она меняет красную лакмусовую бумажку в синий цвет. Есть и кислые соли, от которых синяя лакмусовая бумажка становится красной.
Из щелочей в красочном производстве чаще всего применяются поташ, сода и едкий натр.
Поташ получается из золы деревьев и растений и может легко быть приготовлен кустарным путем. Это удобно и выгодно в особенности в том случае, когда производство ведется в местности, где дешево топливо.
Золу помещают в бочку и при перемешивании заливают водою, которая растворяет содержащийся в золе поташ. Раствор отфильтровывают в баке с двумя днищами, о котором говорилось выше. Раствор помещают в плоские железные сковороды и выпаривают досуха. В сковородах остается так называемый серый поташ. В нем чистого поташа содержится около 60%. Остальные 40% состоят из других солей, которые находятся вместе с поташем в золе.
Серый поташ можно очистить. Для этого поташ помещается в деревянный чан и при помешивании заливается равным количеством воды. Вода растворит поташ, большая же часть посторонних примесей осядет на дно. Раствор снова сливают в сковороды и выпаривают досуха. Полученный таким образом поташ значительно чище серого поташа и может быть применен в красочном производстве. Такой поташ называется л и т р о в а н н ы м. Для получения поташа применяется либо лесная зола, получаемая при сжигании в лесу деревьев и кустарников, либо же печная зола. Последняя получается сожиганием древесного топлива в печах.
Если поблизости от красочной мастерской имеется обилие золы и если поташ постоянно требуется в произ-\’ водстве, для добывания его ставится ряд чанов с двойным дном, из которых верхнее решетчатое. Такие чаны ставят один выше другого в ряд уступами так, чтобы жидкость из одного чана могла быть перепускаема в другой, ниже стоящий. На решетчатое дно настилают солому, на которую насыпают золу и наливают воду. Раствор, постепенно перепус-
каемый из верхнего чана, чрез промежуточные, до нижнего, крепчает и, в конце концов, его сливают в котлы или испарители для выпаривания.
После выпаривания получается сырой поташ светло-коричнего цвета с содержанием воды до 6%.
Прокаливанием сырого поташа можно удалить воду и разрушить окрашивающие вещества отчего поташ получает серый цвет и рассыпчатый вид.
При продолжительном стоянии на воздухе поташ становится влажным и расплывается.
Едкий натр и сода. Едкий натр или каустическая сода вырабатывается на заводе. Приготовление ее кустарным способом затруднительно. Обычно она продается в запаянных железных барабанах. Если каустическая сода покупается не в запаянном барабане, а с рук, небольшим количеством, то при покупке нужно быть осторожным. В последние годы, когда сильно развилось кустарное мыловарение, часто случалось, что неопытные мыловары покупали вместо каустической соды хлористый кальций. По внешнему виду он тоже представляет собою белые куски, оплывающие на воз-лухе. Если бы мыловары пробовали покупаемый товар па лакмусовую бумажку, они увидели бы, что это не сода. Лакмусовая бумажка от прикосновения к хлористому кальцию не меняет своего цвета.
Сода существует в продаже в двух видах — так называемая литьевая и бельевая сода.
Сода приготовляется заводским путем. Если облить соду какой-нибудь кислотой, например уксусной или же соляной, она начинает шипеть.
Известь. Известь получается из известняка, который подвергается накаливанию. Для красочного производства должна применяться совершенно чистая известь, без посторонних примесей, которые вредят чистоте красок. Обычно к извести бывают иримешаны или соединения железа, или же магнезия. Первые можно узнать но красному цвету. Магнезия узнается таким образом: к небольшому количеству извести приливается много воды. Если известь растворится не вся, то нерастворивгаийся осадок я есть магнезия.
При производстве красок обычно применяется не жженая, а гашеная известь. Ее получают вспрыскивая жженую известь водою. Вспрыскивание продолжают до тех пор,\’пока куски извести не превратятся в порошок. Порошок просеивается и сохраняется в хорошо закрытых сосудах, чтобы в него не проникал наружный
воздух.
При производстве красок порошок разбавляется водою до тех пор, пока не получится кашицеобразной массы. Иногда, же воды прибавляется много и получается так называемое — известковое молоко.
Из кислот при производстве красок наиболее часто применяются соляная, серная, азотная и щавелевая кислоты. Все кислоты производятся заводским путем и при красочном производстве покупаются непосредственно на заводах или же, у москательщиков.
Из солей чаще всего приходится работать со следующими:
Железный купорос. Это дешевый продукт, которым пользуются для изготовления железных красок. Чистый, свеже-нриготовленный железный купорос зеленого цвета. По мере стояния на воздухе он теряет свою окраску и становится желто-бурого цвета.
Желтое синькали.\» Продается в виде больших желтых кусков, хорошо растворимых в воде. Производится на заводах, но легко может быть приготовлен и кустарным путем в особенности в том случае, если поблизости имеется кожевенный завод или бойня, с которых можно получать животные отбросы — рога, копыта, обрезки кожи, мездры и т. п.
Производство ведется следующим образом: в железный котел нагружаются животные отбросы, поташ и железные опилки. Все это тщательно перемешивается и подвергается нагреванию. Производить нагревание в закрытом помещении нельзя, так как при производстве выделяются вонючие, сильно действующие газы.
Когда подогреваемая масса спечется, ее обрабатывают водою, которая и растворяет синъкали. Раствор отфильтровывается и выпаривается до тех пор, пока на дно сосуда не выпадают желтые куски сииъкали.
В продажное синькали часто подмешивают для фальсификации сернокалиеву соль. При производстве красок она не приносит вреда, но она стоит гораздо дешевле синькали.
Узнать фальсификацию можно следующим образом: к раствору синькали в воде, налитому в стакан, приливают раствор хлористого бария (см. ниже). Выпавший на дно белый осадок показывает, что к синькали была примешана сернокалиевая соль.
Хлористый барий. Это дешевая соль, имеющаяся в продаже и приготовляемая из тяжелого пшата.
Хромовые соли очень важны в красочном производстве, так как помощью их получаются прочные краски различных цветов и оттенков. Двухромово-калиевая соль, наиболее часто применимая в красочном производстве, изготовляется заводским путем и. ее покупать проще всего в готовом виде. Краски, при-готовлнные из хромовых солей, очень постоянны, не изменяются на воздухе, и кроме того, огнеупорны. Благодаря этому их применяют при живописи на фарфоре.
Медный купорос или серномедная соль применяется для изготовления главным образом зеленых красок. В продаже он имеется в виде синих кусков (кристаллов), легко растворяющихся в воде. При этом и вода принимает синий цвет.
Продажный купорос редко бывает чистым. Обычно в нем содержатся примеси железа, что при изготовлении некоторых красок, как будет указано ниже, недопустимо. В тех случаях, когда требуется чистый купорос, лучше всего изготовлять его в красочной мастерской.
Для этого мелко порезанную медь |гли же медные опилки обливают разведенною водой серною кислотой. Медь постепенно вступает в соединение с серной кислотой, давая купорос. Когда медь растворится вся. жидкость выпаривают больше, чем до половины и быстро охлаждают. На дне сосуда садятся куски купороса.
Свинцовый сахар продается в виде белых кусков, растворимых в воде. При этом вода становится сладковатой, откуда свинцовый сахар и получил свое название.
Если есть возможность получать по дешевой цене уксусную кислоту и свинцовый глет, то лучше свинцовый сахар готовить у себя в мастерской.
Для приготовления свинцового сахара чан наполняется древесной уксусной кислотой и в него опускают мешок из плотного полотна со свинцовым глетом. Глет должен быть возможно тонко измельчен. Чан закрывается крышкой.
Через несколько дней испытывают жидкость красной лакмусовой бумажкой. Если она станет синей, приливают при перемешивании еще уксуса.
Раствор свинцового сахара держится в плотно закрытом сосуде, иначе он мутнеет.