В прежнее время большая часть материалов, из которых приготовляются краски изготовлялась на тех же фабриках. В настоящее время, благодаря развитию промышленности, материалы изготовляются на особых химических заводах и уже в готовом виде поступают в продажу. Это значительно упрощает производство красок. Заводы вырабатывают достаточно чистые материалы; их нужно только взять в определенных количествах, подвергнуть их известной переработке, и краски готовы.
Главное условие для получения хороших красок состоит в том, чтобы первоначальные материалы были достаточно чисты. Иногда даже незначительная примесь ,к материалу постороннего вещества может совершенно испортить краску. .
При изготовлении большей части красок приходится применять воду. От качества воды тоже много зависит качество получаемых красок. Вода непременно должна быть мягкая и чистая. Жесткая вода для производства не применима.
Лучше всего брать речную воду, но при условии, чтобы она не была загрязнена. Если на реке, откуда берется вода, находится фабрика, воду надо брать выше ее.
При производстве красок нескольких цветов необходимо отделять их по цветам. Посуду, в которой вырабатывается, напр.. зеленая, краска, не применять под белую или черную.
Лучше всего даже, если есть возможность, для каждого сорта краски иметь отдельное помещение, отдельную комнату.
Для изготовления красок в сравнительно небольших количествах применяется самая простая посуда: еловые или дубовые чаны емкостью в 2—4 куб. метра (5—И куб. арш.), в стенках которых проделаны отверстия для спуска воды и осадка. Перемешивание материалов производится при помощи деревянных весел вручную. Для отсеивания более мелкой части материала применяются волосяные сита, а для отделения жидкой части от твердой, фильтрования, деревянные рамы, на которые натянут холст. Раму можно заменить боченком, у которого одно дно выбито, а вместо другого натянут холст. При пропускании через холст краски, твердый остаток остается на холсте, а жидкость вытекает наружу. Полученный таким образом осадок подвергается высушиванию. Некоторые краски в теплое время года могут высушиваться па чистом воздухе. Это — наиболее простой и дешевый способ сушки. К сожалению, он применим не для всех красок. Многие краски от сырости и солнечного света тускнеют и даже изменяют свой цвет. Поэтому их приходится просушивать в особых, тепло натопленных, сушилках. Чтобы сушка краски происходила достаточно быстро, необходимо чтобы воздух в сушилке был теплый и сухой. Первое достигается устройством печи, хорошо обогревающей все помещение. Второе же — устройством вентиляции. В сушилке обязательно должен быть устроен хороший вентилятор. Наиболее часто применяемый способ приготовления красок — о с а ж д е-н и е. Заключается он в том, что первоначальные материалы растворяются в воде. Иногда растворение производится в холодной воде. Тогда материал- помещается в чан и к нему приливается вода. Содержание чана размешивается до тех пор, пока весь материал не распустится в воде. В других случаях растворение производится в горячей воде, обычно при кипячении. Материал помещают ь котёл, вмазанный в плиту, или же в поставленный на плиту бак, заливают водою и кипятят до тех пор, пока материал не распустится. Распустившиеся, растворившиеся материалы сливаются вместе в один чан и тщательно перемешиваются. На дно чана тотчас же начинает выпадать осадок. Поэтому-то этот способ приготовления красок называется осаждением.
Полученный осадок отфильтровывают и промывают. Для промывания удобнее всего применять бочки с двойным дном (см. черт. 1). Верхнее дно делается дырчатым. На него укладывается холст, поверх которого кладется промываемый осадок. В бочку наливается вода, которая проходя через осадок промывает его и вытекает через отверстие, расположенное между первым и вторим\’\’ дном. Промытый таким образом осадок подвергается, как, уже говорилось, сушке.
Некртбрые краски приготовляются не рождением, а сплавлением. Длй этого первоначальный материал \’ растирается в мелкий порошок и сухим нагревается на огне в сосуде. При незначительном производстве размельчение можно производить в обыкновенной ступе. При более же значительном для растирания материала приходится особыми машинами, бегунами.
Бегуны состоят из двух толстых чугунных или же каменных валов, насаженных на железную ось, которая в свою очередь пропущена через веретено. Веретено проходит насквозь, отвесно через Каменный или чугунный круг, края которого приподняты. По своей форме этот круг напоминает собою блюдо. Снизу веретено упирается в подшипник. Оно приводится во вращение при помощи зубчатки. Вращаясь, веретено заставляет вращаться по блюду и валы, которые растирают положен-иый на блюдо материал. Чем дольше валы надавливают на загруженность материала, тем мельче, тоньше они его размазывают.
Необходимо заметить, что чем мельче размолот первоначальный материал, тем лучше. При сплавлении двух мате-риалов сплавление идет тем быстрее и полнее, чем они теснее прикасаются друг к другу, чем они лучше перемешаны. А это возможно лишь, когда они мелко раздроблены.
Прокаливание ведется на обыкновенной плите. Материалы закладываются в горшок, сделанный из о неупор-ной глины. Обыкновенные горшки не крепки и легко лопаются от пламени. Когда краска готова, прокалена или же высушена на раме, ее размельчают в мелкий порошок. Производится это на тех же бегунах или на вальцах.
Если в мастерской изготовляются краски нескольких сортов, и каждая краска растирается на бегунах или вальцах, то их после работы непременно нужно хорошенько очистить от краски. Чистота должна быть постоянным спутником каждого красочного мастера. Но к ней обязательно должна быть присоединена аккуратность. Всегда нужно точно отвешивать количество требуемого материала. Всегда нужно точно соблюдать те данные, которые сообщаются относительно изготовления краски. При изготовлении, напр., некоторых красок указывается, что сплавление ведется в глиняной посуде. Если заменить ее железным котло«, можно получить краску не того оттенка, который тре-оуется, или даже вовсе не получить ничего.
Заканчивая настоящую главу, необходимо указать на следующее важное обстоятельство при изготовлении красок: большинство красок, содержащих металлы, ядовито. Разумеется, как по силе яда, так и по действию на организм человека, краски очень различны. Так, мышьяковая зелень действует ядовито на раны, растравляя их. Свинцовые белила на раны не действуют. Если же принять внутрь, проглотить любую из этих красок, произойдет отравление.
Краски, в которых содержится мышьяк, не следует применять для окраски детских игрушек, в типографском деле, для производства обоев, для окраски материй, иолов и т. п. Краски, содержащие все металлы, исключая желеао и марганца, не могут быть применяемы в пищевых производствах и при хранении пищевых продуктов. Ртутные и мышьяковые краски не допустимы к применению в косметике — при изготовлении помад, красок для волос, губ и т. п.
Разумеется, при изготовлении красок нужно заботиться о том, чтобы помещение тщательно вентилировалось и чтобы люди, занятые в производстве, тща-\’тельно соблюдали правила гигиены.
Главное условие для получения хороших красок состоит в том, чтобы первоначальные материалы были достаточно чисты. Иногда даже незначительная примесь ,к материалу постороннего вещества может совершенно испортить краску. .
При изготовлении большей части красок приходится применять воду. От качества воды тоже много зависит качество получаемых красок. Вода непременно должна быть мягкая и чистая. Жесткая вода для производства не применима.
Лучше всего брать речную воду, но при условии, чтобы она не была загрязнена. Если на реке, откуда берется вода, находится фабрика, воду надо брать выше ее.
При производстве красок нескольких цветов необходимо отделять их по цветам. Посуду, в которой вырабатывается, напр.. зеленая, краска, не применять под белую или черную.
Лучше всего даже, если есть возможность, для каждого сорта краски иметь отдельное помещение, отдельную комнату.
Для изготовления красок в сравнительно небольших количествах применяется самая простая посуда: еловые или дубовые чаны емкостью в 2—4 куб. метра (5—И куб. арш.), в стенках которых проделаны отверстия для спуска воды и осадка. Перемешивание материалов производится при помощи деревянных весел вручную. Для отсеивания более мелкой части материала применяются волосяные сита, а для отделения жидкой части от твердой, фильтрования, деревянные рамы, на которые натянут холст. Раму можно заменить боченком, у которого одно дно выбито, а вместо другого натянут холст. При пропускании через холст краски, твердый остаток остается на холсте, а жидкость вытекает наружу. Полученный таким образом осадок подвергается высушиванию. Некоторые краски в теплое время года могут высушиваться па чистом воздухе. Это — наиболее простой и дешевый способ сушки. К сожалению, он применим не для всех красок. Многие краски от сырости и солнечного света тускнеют и даже изменяют свой цвет. Поэтому их приходится просушивать в особых, тепло натопленных, сушилках. Чтобы сушка краски происходила достаточно быстро, необходимо чтобы воздух в сушилке был теплый и сухой. Первое достигается устройством печи, хорошо обогревающей все помещение. Второе же — устройством вентиляции. В сушилке обязательно должен быть устроен хороший вентилятор. Наиболее часто применяемый способ приготовления красок — о с а ж д е-н и е. Заключается он в том, что первоначальные материалы растворяются в воде. Иногда растворение производится в холодной воде. Тогда материал- помещается в чан и к нему приливается вода. Содержание чана размешивается до тех пор, пока весь материал не распустится в воде. В других случаях растворение производится в горячей воде, обычно при кипячении. Материал помещают ь котёл, вмазанный в плиту, или же в поставленный на плиту бак, заливают водою и кипятят до тех пор, пока материал не распустится. Распустившиеся, растворившиеся материалы сливаются вместе в один чан и тщательно перемешиваются. На дно чана тотчас же начинает выпадать осадок. Поэтому-то этот способ приготовления красок называется осаждением.
Полученный осадок отфильтровывают и промывают. Для промывания удобнее всего применять бочки с двойным дном (см. черт. 1). Верхнее дно делается дырчатым. На него укладывается холст, поверх которого кладется промываемый осадок. В бочку наливается вода, которая проходя через осадок промывает его и вытекает через отверстие, расположенное между первым и вторим\’\’ дном. Промытый таким образом осадок подвергается, как, уже говорилось, сушке.
Некртбрые краски приготовляются не рождением, а сплавлением. Длй этого первоначальный материал \’ растирается в мелкий порошок и сухим нагревается на огне в сосуде. При незначительном производстве размельчение можно производить в обыкновенной ступе. При более же значительном для растирания материала приходится особыми машинами, бегунами.
Бегуны состоят из двух толстых чугунных или же каменных валов, насаженных на железную ось, которая в свою очередь пропущена через веретено. Веретено проходит насквозь, отвесно через Каменный или чугунный круг, края которого приподняты. По своей форме этот круг напоминает собою блюдо. Снизу веретено упирается в подшипник. Оно приводится во вращение при помощи зубчатки. Вращаясь, веретено заставляет вращаться по блюду и валы, которые растирают положен-иый на блюдо материал. Чем дольше валы надавливают на загруженность материала, тем мельче, тоньше они его размазывают.
Необходимо заметить, что чем мельче размолот первоначальный материал, тем лучше. При сплавлении двух мате-риалов сплавление идет тем быстрее и полнее, чем они теснее прикасаются друг к другу, чем они лучше перемешаны. А это возможно лишь, когда они мелко раздроблены.
Прокаливание ведется на обыкновенной плите. Материалы закладываются в горшок, сделанный из о неупор-ной глины. Обыкновенные горшки не крепки и легко лопаются от пламени. Когда краска готова, прокалена или же высушена на раме, ее размельчают в мелкий порошок. Производится это на тех же бегунах или на вальцах.
Если в мастерской изготовляются краски нескольких сортов, и каждая краска растирается на бегунах или вальцах, то их после работы непременно нужно хорошенько очистить от краски. Чистота должна быть постоянным спутником каждого красочного мастера. Но к ней обязательно должна быть присоединена аккуратность. Всегда нужно точно отвешивать количество требуемого материала. Всегда нужно точно соблюдать те данные, которые сообщаются относительно изготовления краски. При изготовлении, напр., некоторых красок указывается, что сплавление ведется в глиняной посуде. Если заменить ее железным котло«, можно получить краску не того оттенка, который тре-оуется, или даже вовсе не получить ничего.
Заканчивая настоящую главу, необходимо указать на следующее важное обстоятельство при изготовлении красок: большинство красок, содержащих металлы, ядовито. Разумеется, как по силе яда, так и по действию на организм человека, краски очень различны. Так, мышьяковая зелень действует ядовито на раны, растравляя их. Свинцовые белила на раны не действуют. Если же принять внутрь, проглотить любую из этих красок, произойдет отравление.
Краски, в которых содержится мышьяк, не следует применять для окраски детских игрушек, в типографском деле, для производства обоев, для окраски материй, иолов и т. п. Краски, содержащие все металлы, исключая желеао и марганца, не могут быть применяемы в пищевых производствах и при хранении пищевых продуктов. Ртутные и мышьяковые краски не допустимы к применению в косметике — при изготовлении помад, красок для волос, губ и т. п.
Разумеется, при изготовлении красок нужно заботиться о том, чтобы помещение тщательно вентилировалось и чтобы люди, занятые в производстве, тща-\’тельно соблюдали правила гигиены.