Гравирование—слово французское, что означает вырезать-наносить рельефный или углубленный рисунок на металл, дерево, линолеум или камень с помощью особых резцов и химических средств. В частности, гравирование производится для полиграфического воспроизведения рисунков.
Гравюра может быть двух видов: выпуклая, к которой относится главным образом гравюра на дереве, и углубленная, к которой относится гравюра на металле и на камне.
До XVIII века материалом для гравирования на дереве служило вишневое, грушевое или кленовое дерево, а инструментом для гравирования — нож. Начиная с XVIII века, для гравирования стали пользоваться специальным инструментом, называемым грабштихелем, и стали употреблять в качестве материала главным образом пальму, как очень твердое, мелкослойное и удобное для обработки дерево.
Еще раньше, в XV веке, возникла гравюра на меди, которую производили не резцом, а путем травления кислотой. Особенно больших успехов в гравировании этим способом достиг в первой половине XVI века гениальный представитель голландской реалистической живописи — Рембрандт. В конце XIX века фотомеханические методы гравирования почти полностью оттеснили гравюру на дереве.
Гравюра на металле обладает своеобразной красотой. Выгравированный пейзаж или портрет имеет свои характерные оттенки в зависимости от металла, на котором он сделан.
Есть очень простой способ сделать гравюру на металле— электролитический. Он заключается в том, что под действием постоянного тока незначительного напряжения металл разъедается электролитом, и таким образом на него наносятся глубокие, нестираемые следы рисунка.
Для электрогравирования потребуется источник постоянного тока—выпрямитель или ^аккумулятор напряжением в 4 вольта, который позволил бы снимать с него ток .силой до одного ампера.
Само электрогравирование сводится к следующему:
Металлическая пластинка, на которой желаем выгравировать рисунок или надпись, хорошо очищается мелкой наждачной шкуркой. Затем пластинка нагревается до такой степени, чтобы на ней могли плавиться парафин, стеарин, воск или простое свиное сало. Пластинку в горячем состоянии натирают каким-нибудь (из указанных выше) жиром так, чтобы он покрыл место, где будет рисунок, ровным тонким слоем, и дают пластинке остыть. Когда жировой слой застынет, на него наносится рисунок иглой или тонким шилом так, чтобы жир был процарапан до металла. Затем осторожно удаляют стружки жира с поверхности. К пластинке приключают положительный полюс батареи, затем на рисунок кладется ровный слой ваты или кусок ситца, сложенный втрое, смоченные в 30-процентном растворе поваренной соли, так, чтобы вата или ситец плотно прилегали к пластинке. На вату или ситец кладется другая металлическая пластинка, соединенная с отрицательным полюсом батареи. Еще раз проверяется, чтобы между пластинами не было прямого соприкасания, то-есть короткого замыкания, и включается ток.
Гравюра может быть двух видов: выпуклая, к которой относится главным образом гравюра на дереве, и углубленная, к которой относится гравюра на металле и на камне.
До XVIII века материалом для гравирования на дереве служило вишневое, грушевое или кленовое дерево, а инструментом для гравирования — нож. Начиная с XVIII века, для гравирования стали пользоваться специальным инструментом, называемым грабштихелем, и стали употреблять в качестве материала главным образом пальму, как очень твердое, мелкослойное и удобное для обработки дерево.
Еще раньше, в XV веке, возникла гравюра на меди, которую производили не резцом, а путем травления кислотой. Особенно больших успехов в гравировании этим способом достиг в первой половине XVI века гениальный представитель голландской реалистической живописи — Рембрандт. В конце XIX века фотомеханические методы гравирования почти полностью оттеснили гравюру на дереве.
Гравюра на металле обладает своеобразной красотой. Выгравированный пейзаж или портрет имеет свои характерные оттенки в зависимости от металла, на котором он сделан.
Есть очень простой способ сделать гравюру на металле— электролитический. Он заключается в том, что под действием постоянного тока незначительного напряжения металл разъедается электролитом, и таким образом на него наносятся глубокие, нестираемые следы рисунка.
Для электрогравирования потребуется источник постоянного тока—выпрямитель или ^аккумулятор напряжением в 4 вольта, который позволил бы снимать с него ток .силой до одного ампера.
Само электрогравирование сводится к следующему:
Металлическая пластинка, на которой желаем выгравировать рисунок или надпись, хорошо очищается мелкой наждачной шкуркой. Затем пластинка нагревается до такой степени, чтобы на ней могли плавиться парафин, стеарин, воск или простое свиное сало. Пластинку в горячем состоянии натирают каким-нибудь (из указанных выше) жиром так, чтобы он покрыл место, где будет рисунок, ровным тонким слоем, и дают пластинке остыть. Когда жировой слой застынет, на него наносится рисунок иглой или тонким шилом так, чтобы жир был процарапан до металла. Затем осторожно удаляют стружки жира с поверхности. К пластинке приключают положительный полюс батареи, затем на рисунок кладется ровный слой ваты или кусок ситца, сложенный втрое, смоченные в 30-процентном растворе поваренной соли, так, чтобы вата или ситец плотно прилегали к пластинке. На вату или ситец кладется другая металлическая пластинка, соединенная с отрицательным полюсом батареи. Еще раз проверяется, чтобы между пластинами не было прямого соприкасания, то-есть короткого замыкания, и включается ток.
Рис. 147. Схема включения пластинки для электрогравирования.
Через 10—15 минут, в зависимости от силы подаваемого тока, на металлической пластинке вытравится нарисованный вами на жировой поверхности рисунок или надпись. Если желательно протравить рисунок очень глубоко, надо дольше его держать под током. Схема включения пластинки под электрогравирование показана на рис. 147.
Когда будет закончен процесс травления, пластинку тщательно промывают водой, немного подогревают, снимают с нее слой жира и тщательно протирают тряпкой.
Выгравированный таким способом рисунок на алюминии получается нарисованным бархатисто-черными штрихами. На желтой латуни рисунок получается коричневатый.
Чем тверже металл, тем больше времени потребуется для егр протравливания. Если на алюминии протравливание можно производить за 10—15 минут, то на латуни потребуется 40—45 минут.
Рисунок, сделанный электрогравированием на алюминии, показан на фото 148.
Когда будет закончен процесс травления, пластинку тщательно промывают водой, немного подогревают, снимают с нее слой жира и тщательно протирают тряпкой.
Выгравированный таким способом рисунок на алюминии получается нарисованным бархатисто-черными штрихами. На желтой латуни рисунок получается коричневатый.
Чем тверже металл, тем больше времени потребуется для егр протравливания. Если на алюминии протравливание можно производить за 10—15 минут, то на латуни потребуется 40—45 минут.
Рисунок, сделанный электрогравированием на алюминии, показан на фото 148.
Рис. 148. Рисунок, сделанный на металле путем электрогравирования.
Рис. 149, Схема включения для элекгрогравиро-вания переменным током.
За неимением источника постоянного тока можно произвести электрогравирование и переменным током низкого напряжения и не особенно большой силы. Только процесс гравирования будет проходить значительно медленнее. Это происходит, во-первых, потому, что переменный ток 50 раз в секунду меняет свое направление и разлагающее действие его производится сразу на обе пластины; во-вторых потому, что от переменного тока пластины быстро нагреваются, ток приходится часто выключать, чтобы жировой слой не растаял и не залил рисунка. Если это случится, придется всё начинать сначала.
Электрогравирование переменным током можно несколько ускорить, если под напряжение одновременно класть две пластинки с рисунками, то-есть вместо свободной пластины также включать пластину с рисунком. Электрогравирование переменным током лучше производить при напряжении 2 вольта и никак не более 4 вольт. Держать под током пла стины надо не более 5—7 минут, затем делать перерыв минут иа 5 и снова включать. Раствор соли следует брать 15%. Он будет медленнее вскипать.
Схема включения для электрогравирования переменным током дана на рис. 149.
Электрогравирование переменным током можно несколько ускорить, если под напряжение одновременно класть две пластинки с рисунками, то-есть вместо свободной пластины также включать пластину с рисунком. Электрогравирование переменным током лучше производить при напряжении 2 вольта и никак не более 4 вольт. Держать под током пла стины надо не более 5—7 минут, затем делать перерыв минут иа 5 и снова включать. Раствор соли следует брать 15%. Он будет медленнее вскипать.
Схема включения для электрогравирования переменным током дана на рис. 149.