Искусство древних времен

Мозаикой называется художественное произведение, узор, составленный из разноцветных камешков, стекла, кусков мрамора, окрашенных деревянных кубиков и т. д. Вышивка по канве или апликацией также относится к мозаике. Разно­цветные камешки или деревянные кубики группируются, подгоняются по рисунку и затем скрепляются связывающим веществом, например цементом, глиной, клеем—в зависимости от материала, из которого делается мозаика. Вблизи мозаич­ная картина часто кажется бессистемным набором разно­цветных квадратов, прямоугольников и многоугольников. Но стоит только отойти от картины на некоторое расстояние, как пейзаж или портрет оживает: грани между отдельными элементами мозаики скрадываются, и вы видите точное вос­произведение рисунка.
Этому способствует своеобразная и исключительная осо­бенность нашего глаза.
Наукой установлено, что в каждом глазу имеется примерно 126 миллионов палочек чувствительных клеточек, из кото­рых около 120 миллионов палочек и около 6 миллионов колбо­чек. Но в зрительном нерве всего около 1 миллиона волокон, так что в среднем каждое волокно связано со 130 клетками. Только в центральной ямке сетчатки глаза большинство кол­бочек обслуживается каждая отдельным волокном.

Мозаикой называется художественное произведение, узор, составленный из разноцветных камешков, стекла, кусков мрамора, окрашенных деревянных кубиков и т. д. Вышивка по канве или апликацией также относится к мозаике. Разно­цветные камешки или деревянные кубики группируются, подгоняются по рисунку и затем скрепляются связывающим веществом, например цементом, глиной, клеем—в зависимости от материала, из которого делается мозаика. Вблизи мозаич­ная картина часто кажется бессистемным набором разно­цветных квадратов, прямоугольников и многоугольников. Но стоит только отойти от картины на некоторое расстояние, как пейзаж или портрет оживает: грани между отдельными элементами мозаики скрадываются, и вы видите точное вос­произведение рисунка.
Этому способствует своеобразная и исключительная осо­бенность нашего глаза.
Наукой установлено, что в каждом глазу имеется примерно 126 миллионов палочек чувствительных клеточек, из кото­рых около 120 миллионов палочек и около 6 миллионов колбо­чек. Но в зрительном нерве всего около 1 миллиона волокон, так что в среднем каждое волокно связано со 130 клетками. Только в центральной ямке сетчатки глаза большинство кол­бочек обслуживается каждая отдельным волокном.
Диаметры келбочек в центральных местах сетчатки равны примерно 2,5 микрона (в среднем от 2 до 3 микронов, что равно 0,002—0,003 миллиметра). В центре ямки диаметр кол­бочек иногда уменьшается до 1 микрона, а ближе к краю сетчатки колбочки становятся толще и диаметр их доходит до 4—6 микрон.
Благодаря таким микроскопически малым чувствитель­ным точкам сетчатки и их большой плотности, любая моза­ичная картина с известного расстояния будет казаться нам сплошной, целостной. Только вблизи мы будем видеть, что она составлена из отдельных элементов.
Особого расцвета мозаика достигла в византийском искус­стве VI—XIV веков, когда она употреблялась для украшения жилищ и храмов — их стен, полов.
Образцами мозаичного искусства являются украшения внутри таких древних архитектурных памятников, как Софий­ский собор в Киеве, Айя-София и Кихрие Джами в Стамбуле и храмы в Равенне (северная Италия), в Палермо (Сицилия).
Прекрасным мозаистом был гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
В 1757 году он сделал великолепный мозаичный портрет Петра Первого. Но наиболее замечательным памятником искусства, созданным Ломоносовым, является единственная в мире по своим размерам мозаичная картина „Полтавская баталия\», которая стоит теперь в главном здании Академии наук в Ленинграде. Площадь „Полтавской баталии\» равна 30 квадратным метрам. Художественное исполнение и техни­ческое совершенство этой картины уникальны.
Для того чтобы создать эту картину, Ломоносов проделал колоссальную технологическую работу по подбору цветов и по составлению разноцветных стекол, которые бы не боялись губительного действия времени.
«Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности грызенья не боятся\».
Для достижения этого Ломоносов произвел 2184 опыта, но достиг своего. Однако это совершенное произведение русского искусства долгое время оставалось непризнанным царскими вельможами. Картина „Полтавская баталия\», после смерти ее создателя, 17 лет стояла во дворе под навесом. Затем ее переместили на задний двор в Академию художеств, и только в 1900 году „Общество поощрения художников\» распилило картину на 9 частей, чтобы занести ее в здание. Но лишь советские реставраторы полностью восстановили эту картину грандиозного сражения, выполненную гениаль­ным русским ученым, и отвели ей достойное и подобающее ей место.
Оформлена мозаичными картинами из цветного стекла построенная по проекту лауреата Сталинской премии архи­тектора А. Душкина одна из красивейших станций москов­ского метрополитена—„Новослободская\». Станция состоит из трех расположенных рядом просторных туннелей. Осо­бую красоту этому подземному вокзалу придают тридцать две картины из цветного стекла. Они рассказывают о мирном созидательном труде советского народа. Каждая картина состоит более чем из двух тысяч кусочков цветного стекла.
Эти картины были изготовлены на рижском художествен­ном комбинате „Максла\» по эскизам заслуженного деятеля искусств РСФСР П. Корина. Устанавливала их на станции «Новослободская\» группа латышских художников.
Мозаика—это своеобразное искусство, интересное и увле­кательное. Этому искусству нетрудно обучиться. Для этого потребуется только интерес к нему и упорный труд.
Изготовление мозаичной картины — очень кропотливая и трудоемкая работа, но вместе с тем не такая уж сложная, как кажется на первый взгляд. Ее может выполнить каждый пионер и школьник, даже не умеющий хорошо рисовать. Повторяем, что для этого потребуется только упорство и любовь к делу. Наши пионеры и школьники не боятся труд­ностей и упорны в труде. Значит, они с успехом освоят и эту очень интересную область искусства.