Для нашего первого электромотора надо изготовить два электромагнита. Для этого на двух дощечках толщиной в сантиметр и размером 25 X 60 мм ввинчиваются по два шурупа на расстоянии 40 мм один от другого, как показано на рис. 52 а. Предварительно из фанеры надо сделать четыре шайбочки диаметром 25 мм с внутренним отверстием, равным толщине шурупов. Прежде чем ввернуть шурупы в дощаные колодочки, шайбы надевают на шурупы.
Когда таким образом будут готовы сердечники электромагнитов, на них наматывают проволоку в бумажной или шелковой изоляции диаметром 0,3 мм. Можно проволоку взять несколько меньшего или большего диаметра. От этого будет зависеть только расход тока на работу мотора.
а—изготовление электромагнитов электромотора, б—прикрепление коллекторных пластин к ротору, в—готовый электромотор.
Обмотка производится так: на шурупы наматывается в несколько слоев тонкая папиросная бумага или, лучше, калька. Затем на один из шурупов наматывается четыре ряда проволоки. Наматывать проволоку надо плотно, укладывая виток к витку и всё время в одном направлении. Не забудьте при намотке оставить свободный конец провода сантиметров 10 длины. Когда на первый шуруп будет намотано четыре ряда проволоки, ее переводят на другой шуруп и
ведут намотку уже в противоположном направлении и наматывают также четыре ряда. Затем оставляют конец в 10 см и закрепляют его ниткой. Таким же образом обматывают и другой электромагнит.
После обмотки электромагнитов один из них следует укрепить на оси. Для оси можно взять длинный гвоздь или отрезок проволоки диаметром в 3 мм и длиной сантиметров 10. Когда ось будет заготовлена, в центре колодочек электромагнитов просверливают отверстия по диаметру оси. В одной из колодочек ось прочно закрепляется, а в другой отверстие с обратной стороны электромагнитов закрывается железной планкой. Желательно, чтобы отверстие во втором электромагните было несколько большего диаметра, чем ось, чтобы в него можно было вставить металлическую втулочку в качестве подшипника и тем самым значительно сократить трение оси в отверстии.
На колодке электромагнита с осью, который будет теперь, называться ротором мотора, прикрепляется и коллектор. Коллектор вырезается из тонкой латуни в виде кружка диаметром в 20 мм и затем разрезается на две равные части. Коллекторные пластины прибиваются к деревянной колодочке электромагнитов маленькими гвоздиками так, чтобы пластины не замыкались осью ротора и своим прорезом приходились против электромагнитов. Когда будете прибивать пластины, надо сразу же к ним присоединить и концы от обмотки электромагнита. Для этого концы очищают от изоляции, проволоку зачищают до блеска и, обмотав вокруг гвоздика, вколачивают его (см. рис. 52 б).
Для того чтобы собрать мотор, необходимо еще сделать для него основание и две стойки. Для основания берется доска размером 60X20 мм. Стойки вырезаются из толстой фанеры высотою 80 мм и шириною 20 мм. Сразу, что необходимо, сделать и щетки — две латунных пластинки размером 5X60 мм.
К одной из стоек прикрепляется шурупами или гвоздиками статор—электромагнит, который у нас не насажен на ось, а стойка затем прикрепляется к основанию. После этого ось ротора вставляется в подшипник статора и к ее свободному концу приставляется вторая стойка. Находится правильное горизонтальное положение ротора, и во второй стойке просверливается отверстие для второго конца оси. Противоположный конец оси подрезается так, чтобы между полюсами ротора и статора оставался по возможности меньший воздушный зазор, желательно не более 2 мм. Чем меньше будет этот зазор, тем лучше будет работать электромотор и мощность его будет значительно больше. Когда всё это отрегулировано, на второй конец оси надевается отрезок трубочки, затем вторая стойка, шкив, и стойка прикрепляется к основанию. Желательно и в этой стойке сделать металлический подшипник.
Концы щеток, которые будут соприкасаться с коллектором, выгибаются полукругом, а противоположные концы сгибаются под прямым углом, и щетки прикрепляются к основанию по разным сторонам оси. При прикреплении щеток к основанию надо сделать и соединение цепи. Для этого к одной из щеток присоединяется один конец от электромагнита статора. К другому концу статорного электромагнита и ко второй щетке мы будем присоединять питание. Не забудьте коллектор и концы щеток хорошо почистить, чтобы между ними был надежный контакт. Готовый мотор системы Якоби в собранном виде показан на рис. 52 в.
Теперь, если мы присоединим к мотору батарейку от карманного фонаря или другой источник постоянного тока, то наш мотор заработает. Такой мотор, конечно, не может иметь практического применения, так как он имеет слишком незначительную мощность, но сделать его необходимо для практического ознакомления с принципами работы электромоторов, а также для навыка.
Когда вы на простейшей модели мотора Якоби проследите и изучите все особенности работы электродвигателя, приступайте к изготовлению элекгромотора, который можно будет применять и в практических делах.
Какой же теперь нам электромотор сделать? Ведь существует много систем электродвигателей и у каждого из них есть свой преимущества. Нам нужно сделать такой электромотор, который был бы прост в изготовлении, имел сравнительно плавный ход и на постройку которого не требовалось бы дефицитного материала и сложного инструмента. Предлагаемая ниже модель и будет отвечать всем этим требованиям.
Статор мотора можно изготовить двумя путями—составить его -из отдельных железных пластин, вырезанных из консервных банок, или же согнуть из толстого четырехмиллиметрового железа. Мы расскажем, как изготовить и тот и другой статор.
Для составного статора нужно нарезать пластины из консервных банок или из другого листового железа по рис. 53 а. Пластин потребуется столько, чтобы, сложенные вместе, они составили стопу в 25 мм толщиной. Две крайние пластины делаются с несколько удлиненными ножками, которые загибаются в разные стороны. При помощи их статор будет прикрепляться к стойке основания мотора. Когда все пластины нарезаны, их скрепляют четырьмя сквозными болтиками, продетыми в отверстия, указанные на рисунке. Можно скреплять статор и заклепками. Для этого в отверстия продевается проволока сечением в 3 мм и отрезается с таким расчетом, чтобы оставались концы длиной в 3—5 мм. Затем эти концы осторожно расклепываются молотком. Такое крепление вполне обеспечит необходимую прочность. В заключение башмаки — полукруглые выемы в статоре, в которых будет вращаться ротор—якорь мотора, аккуратно зачищаются полукруглым напильником. Стачиваются также и острые иглы на поперечнике статора, куда будет наматываться обмотка. Это надо для того, чтобы не повредить изоляцию обмотки. Для статора другого типа надо иметь металлическую полоску толщиной в 4мм, шириной 25 мм и длиной 280 мм. Из нее сгибается деталь, как указано на рис. 53 б. Поперечник полученного статора желательно запилить с каждой стороны на 5 мм. Это дает возможность более аккуратно уложить обмотку. Но можно и не делать этого запила. От этого качество работы мотора не ухудшится, только выглядеть он-будет несколько неуклюжим. А вы должны стараться всякую работу выполнить не только правильно, но и аккуратно. Когда тот или другой статор готов, он обматывается проволокой. Для этого место, где будет наматываться проволока, то-есть поперечник статора, обматывают сначала пропарафиненной бумагой или калькой в несколько слоев или лучше изоляционной лентой. Затем наматывают обмотку статора. Ее надо мотать, аккуратно укладывая виток к витку, всё время в одном направлении. Для обмотки берется проволока 0,3 мм в бумажной или шелковой изоляции. Намотать на статор надо 4—5 рядов проволоки, оставив концы сантиметров по 10 длиной.
Рис. 53. Детали электромотора.
а—шаблон для пластин составного статора электромотора, б—статор мотора из цельной металлической полоски.
а—шаблон для пластин трехлопастного ротора, б—изготовление трехлопастного ротора из отдельных пластин, в—готовый коллектор электромотора, г—стойки электромотора,
д— пластинчатая и проволочная щетки.
Когда ротор проверен, его также предварительно обматывают пропарафиненной бумагой или изоляционной лентой и затем на него наматывается изолированная проволока. Обматывать ротор можно той же проволокой 0,3 мм. Но при этом надо строго следить за тем, чтобы число витков на каждом полюсе ротора было одинаково и намотка производилась бы в одном направлении. При переходе обмотки с одного полюса на другой не забудьте оставлять петлю сантиметров пять длиной,—это необходимо для соединения обмотки с коллектором.
После изготовления ротора делается коллектор. Для этого вырезается из латуни или меди три пластинки размером 20X30 мм. Пластинки укладываются на деревянный барабанчик диаметром 20 — 22 мм и длиной 35 мм, предварительно насаженный на ось ротора, и прикрепляются к нему мелкими шурупчиками или гвоздиками, но так, чтобы гвозди или шурупы не доходили до оси и тем самым не соединяли бы пластины коллектора с осью ротора. Можно прикрепить коллекторные пластины к барабану и эбонитовыми или фибровыми кольцами, если такие найдутся. Прикреплять пластины следует прочно, чтобы при вращении они не сдвигались. Расстояние между пластинами надо оставлять в 1 — 1,5 мм.
Затем к пластинкам прикрепляются отводы обмдтки якоря.
Готовый коллектор показан на рис. 54 в.
Необходимо сделать еще стойки и щетки. Стойки вырезаются из толстой листовой жести по рис. 54 г. Щетки можно сделать из листовой латуни или толстой медной проволоки. Латунные щетки будут сами по себе пружинить и тем самым давать хороший контакт, а у проволочных щеток делаются пружинки (см. рис. 54 д).
Теперь все детали электромотора сделаны, и нам остается только собрать его.
Для основания мотора берется дощечка 100X100 мм и толщиной в 20—30 мм. На середине дощечки устанавливается статор мотора и прикрепляется к деревянной стойке основания четырьмя шурупами (если статор сделан по первому образцу). Затем ротор вставляется в статор и, согласно положению оси, к бортам основания крепятся стойки. Сразу же после прикрепления стоек проверяют, свободно ли вращается ротор. Он должен совершенно свободно вращаться в статоре, не задевая полюсами за башмаки. Если статор сделан по второму образцу, его можно прикрепить шурупами, для которых делаются отверстия в нижней плоскости статора.
Щетки привинчиваются к основанию рядом с коллектором с таким расчетом, чтобы они своими верхними концами плотно прижимались к пластинам коллектора. Затем один конец обмотки статора соединяется с одной из щеток, а ко второму концу статорной обмотки и ко второй щетке вы будете приключать источник питания. Вот и готов электромотор. Смотрите рис. 55.
Мотор, описанный нами, работает от батареи напряжением в 4—6 вольт, а также от понижающего трансформатора с таким же напряжением. Он удовлетворительно работает и от батарейки для карманного фонаря, но недолго, так как батарейка имеет малую емкость и быстро расходуется.
Рис. 55. Готовый электромотор.
везде, где необходимо применить небольшую силу для работы какой-нибудь модели.
Увеличение размеров модели вдвое значительно повысит и ее мощность, но с этим увеличится и расход электрического тока на работу электромотора.