Многолопастный ветродвигатель

Многолопастный ветродвигатель относится к системе тихо­ходных ветродвигателей с использованием энергии ветра до 20 процентов. По устройству этот двигатель сложнее виндро­тора, но зато много проще крыльчатого ветродвигателя. Работает же он вполне надежно. Многолопастный ветродви­гатель хорошо трогается с места с приключенной к нему нагрузкой при незначительной силе ветра—3 метра в секунду.
Главной частью описываемого двигателя является ветровое колесо, состоящее из 18 или 24 простейших металлических лопастей. Сзади ветрового колеса на головке двигателя крепится руль — прямоугольная или трехугольная лопасть. При помощи этого руля ветровое колесо автоматически посто­янно устанавливается против ветра. Сбоку у ветрового колеса монтируется еще один руль, но меньшего размера. Этот руль является как бы автоматическим выключателем ветро­двигателя при очень сильном ветре. Практически это про­исходит так.
Когда дует слабый или средней силы ветер, то большой руль, имея значительное сопротивление, встает по ветру и поворачивает ветровое колесо двигателя против ветра. Если ветер значительно усиливается, то маленький руль под дей­ствием усилившегося ветра поворачивает ветровое колесо под некоторым углом к ветру и тем самым сокращает ско­рость вращения ветрового колеса. Когда же начинается буря, ее сила складывает оба руля вместе, они ставят ветровое колесо ребром к ветру и тем самым останавливают его, так как в таком положении оно вращаться не может.
Вращение ветроколеса через механизм головки, состоящий из двух конических шестерен, передается вертикальной транс­миссии, состоящей из металлической штанги, и затем уже у основания башни, на которой установлено ветроколесо, это движение также при помощи конических шестерен передается на вертикальный вал со шкивами или непосредственно соеди­няется с агрегатом.
Описываемый здесь ветродвигатель рассчитан на мощ­ность в 0,5 л. с. и будет при средней силе ветра вращаться со скоростью 100 оборотов в минуту. Такой двигатель может обеспечить нормальное вращение якоря динамомашины мощ­ностью в 250 ватт при скорости ветра 8 метров в секунду. Устройство ветродвигателя хотя и не представляет собой трудности, но всё же дело довольно трудоемкое. Здесь при­дется орудовать более крупными деталями и узлами, поэтому лучше его сооружать коллективно, группой юных техников и конструкторов при школе, кружке или станции юных тех­ников, и пользоваться советами более опытного человека, сведущего в подобных установках.