Для постройки виндротора нам потребуется один лист кровельного железа. Несколько деревянных стоек, гвозди, или лучше шурупы, железная ось диаметром в 4—5 см и длиной в 80—100 см, сухое березовое круглое полено. Вот и всё.
Как видно из рис. 46 а, виндротор состоит из двух полуцилиндрических крыльев, которые являются основными деталями двигателя. Эти крылья мы сделаем из листа кровельного железа. Для этого лист железа разрезается поперек на две равные части, которые сгибаются полукругом.
Когда крылья заготовлены, из толстой фанеры вырезают два круга диаметром 40 см и четыре—диаметром 30 см. Вторые круги разрезаются по диаметру и сколачиваются, как указано на рис. 46 б. Можно эти полукруги сделать и из толстой доски или отпилить от толстого полена, но фанера в данном случае будет много прочнее. Затем полукруги наколачиваются на круги таким образом, чтобы центр одного полукруга совпадал с краем другого, а средняя точка смещения полукругов приходилась бы против центра круга (см. рис. 46 б).
В полученные таким образом основания для крыльев вставляется ось, и круги на ней прочно закрепляются на расстоянии друг от друга, равном высоте крыльев. Крылья вставляются между основаниями и привинчиваются шурупами или прибиваются гвоздями к полукругам. На эту работу следует обратить особое внимание. Крылья должны быть надежно прикреплены к основанию, чтобы порыв сильного ветра не оторвал их.
Теперь, когда основная часть виндротора готова, надо сделать основание для двигателя. Оно представляет собой обыкновенную раму, связанную из деревянных квадратных брусьев, как указано на рис. 46 а. В поперечные брусья в центре обязательно надо вставить подшипники из металлических, желательно, медных, трубок внутренним диаметром, равным внешнему диаметру оси. В верхнем брусе подшипник делается сквозным, а в нижнем он закрепляется в деревянной колодке, а между нею и брусом кладется пластина толстого железа, желательно в 1 см толщиной. На ней будет держаться и вращаться ось виндротора. Конец оси следует закруглить. Прежде чем вставить ось в подшипники, на нижний конец ее надевается и закрепляется шкив. Шкив может быть деревянный, устроенный, как описано в статье „Электрическая машина\», а может быть и металлический.
Если вас удовлетворяет горизонтальное положение шкива, остается только вставить ротор на место, надеть верхнюю планку, закрепить ее, и виндротор готов. Но если вам необходимо для вращения динамомашины или какого-либо другого приспособления вертикальное вращение шкива, то придется сделать еще дополнительный двойной шкив и ролики для перекидки ремня. Все шкивы можно делать диаметром в 10 см или несколько большего диаметра.
Приспособление для вертикального вращения шкива хорошо видно из рисунка 46 а.
Если у кого не найдется необходимого листа кровельного железа, то крылья виндротора можно с успехом сделать и из фанеры и даже из толстого картона. Размеры крыльев также можно значительно уменьшить. От этого будет зависеть только мощность нашего двигателя.
Как видно из рис. 46 а, виндротор состоит из двух полуцилиндрических крыльев, которые являются основными деталями двигателя. Эти крылья мы сделаем из листа кровельного железа. Для этого лист железа разрезается поперек на две равные части, которые сгибаются полукругом.
Когда крылья заготовлены, из толстой фанеры вырезают два круга диаметром 40 см и четыре—диаметром 30 см. Вторые круги разрезаются по диаметру и сколачиваются, как указано на рис. 46 б. Можно эти полукруги сделать и из толстой доски или отпилить от толстого полена, но фанера в данном случае будет много прочнее. Затем полукруги наколачиваются на круги таким образом, чтобы центр одного полукруга совпадал с краем другого, а средняя точка смещения полукругов приходилась бы против центра круга (см. рис. 46 б).
В полученные таким образом основания для крыльев вставляется ось, и круги на ней прочно закрепляются на расстоянии друг от друга, равном высоте крыльев. Крылья вставляются между основаниями и привинчиваются шурупами или прибиваются гвоздями к полукругам. На эту работу следует обратить особое внимание. Крылья должны быть надежно прикреплены к основанию, чтобы порыв сильного ветра не оторвал их.
Теперь, когда основная часть виндротора готова, надо сделать основание для двигателя. Оно представляет собой обыкновенную раму, связанную из деревянных квадратных брусьев, как указано на рис. 46 а. В поперечные брусья в центре обязательно надо вставить подшипники из металлических, желательно, медных, трубок внутренним диаметром, равным внешнему диаметру оси. В верхнем брусе подшипник делается сквозным, а в нижнем он закрепляется в деревянной колодке, а между нею и брусом кладется пластина толстого железа, желательно в 1 см толщиной. На ней будет держаться и вращаться ось виндротора. Конец оси следует закруглить. Прежде чем вставить ось в подшипники, на нижний конец ее надевается и закрепляется шкив. Шкив может быть деревянный, устроенный, как описано в статье „Электрическая машина\», а может быть и металлический.
Если вас удовлетворяет горизонтальное положение шкива, остается только вставить ротор на место, надеть верхнюю планку, закрепить ее, и виндротор готов. Но если вам необходимо для вращения динамомашины или какого-либо другого приспособления вертикальное вращение шкива, то придется сделать еще дополнительный двойной шкив и ролики для перекидки ремня. Все шкивы можно делать диаметром в 10 см или несколько большего диаметра.
Приспособление для вертикального вращения шкива хорошо видно из рисунка 46 а.
Если у кого не найдется необходимого листа кровельного железа, то крылья виндротора можно с успехом сделать и из фанеры и даже из толстого картона. Размеры крыльев также можно значительно уменьшить. От этого будет зависеть только мощность нашего двигателя.
Рис. 46. Виндротор. а—общий вид виндротора, б—устройство основания для лопастей двигателя.