Постройка динамомашины — обмотка

Для обмотки нашей динамомашины потребуется полкило­грамма медной, изолированной бумажной изоляцией, прово­локи сечением 0,5, 0,6 или 0,8 мм. Причем, чем толще будет взята для обмотки проволока, тем меньше напряжения будет давать динамомашина, но тем больше будет сила тока. Так, если при обмотке проволокой 0,5 мм наша динамомашина будет вырабатывать около 25 вольт силой около 1 ампера, то при обмотке проводом 0,8 она даст лишь около 8 вольт, но зато ток будет силой в 3 ампера.
При покупке проволоку лучше сразу разделить на две весовые части. Если будет провод 0,5, то его надо взять немного больше полкилограмма: для обмотки электромагнита — 450 граммов, для обмотки якоря — 60 граммов. А если будет провод 0,8, то для обмотки электромагнита динамо доста­точно иметь 430 граммов, а для обмотки якоря—около 70 граммов.
Когда будет приобретена проволока, можно приступить к обмотке динамомашины.

Для обмотки нашей динамомашины потребуется полкило­грамма медной, изолированной бумажной изоляцией, прово­локи сечением 0,5, 0,6 или 0,8 мм. Причем, чем толще будет взята для обмотки проволока, тем меньше напряжения будет давать динамомашина, но тем больше будет сила тока. Так, если при обмотке проволокой 0,5 мм наша динамомашина будет вырабатывать около 25 вольт силой около 1 ампера, то при обмотке проводом 0,8 она даст лишь около 8 вольт, но зато ток будет силой в 3 ампера.
При покупке проволоку лучше сразу разделить на две весовые части. Если будет провод 0,5, то его надо взять немного больше полкилограмма: для обмотки электромагнита — 450 граммов, для обмотки якоря — 60 граммов. А если будет провод 0,8, то для обмотки электромагнита динамо доста­точно иметь 430 граммов, а для обмотки якоря—около 70 граммов.
Когда будет приобретена проволока, можно приступить к обмотке динамомашины.
Проволока, предназначенная для обмотки электромагнита, делится на две равные части. Все места сердечника электро­магнита, с которыми будет соприкасаться проволока, необ­ходимо тщательно обвернуть несколькими слоями пропара-финенной бумаги или чертежной кальки. Затем, оставив сво­бодным конец проволоки длиной в 150 мм, приступают к самой намотке. Наматывать проволоку надо аккуратно, укла­дывая виток к витку как можно плотнее и ведя намотку по часовой стрелке. Когда будет намотан первый ряд, обмотку обвертывают одним слоем бумаги и продолжают наматы­вать второй ряд так же тщательно. Если у вас найдется шеллак, то вместо бумажных прокладок между рядами на­мотки надо смазывать каждый ряд намотки шеллаком. Это даже лучше.
Когда будет намотана половина проволоки, она прочно закрепляется с помощью суровой нитки, затем готовую ка­тушку обматывают изоляционной лентой или обвертывают куском клеенки, дерматина и склеивают их или обвязывают ниткой. Оставив свободным конец проволоки длиной 10— 15 мм, можно продолжать намотку второй катушки электро­магнита. Вторая катушка электромагнита наматывается тем же порядком, но в обратную сторону, то-есть против часовой стрелки.
Прежде чем приступить к обмотке якоря, на его ось сле­дует надеть коллектор и закрепить на ней с таким расче­том, чтобы расстояние от якоря до коллектора было равно 25—30 мм. Когда это сделано, можно приступить к на­мотке.
Перед намоткой проволоку, предназначенную для якоря, делят на четыре равные части и разрезают ее.
Пазы якоря, в которых будет уложена проволока, также должны быть хорошо изолированы, то-есть обмотаны бумагой. Особенно за этим надо следить на закраинах, где чаще всего на изгибе проволока оголяется:это может привести к корот­кому замыканию обмотки через корпус якоря и вывести тем самым из строя наш генератор.
Обмотка якоря ведется в таком порядке.
Конец проволоки припаивается к одной из пластин кол­лектора или зажимается под головку шурупа, которым при­вернута пластина к барабану коллектора. Затем отрезок проволоки аккуратно наматывается вдоль якоря и конец при­паивается ко второй пластинке коллектора, то-есть к сосед­ней справа, если смотреть со стороны коллектора. Начало второго отрезка проволоки припаивается к этой же—вто­рой—пластинке коллектора, и обмотка ведется в том же на­правлении, но уже через один паз якоря. Эта обмотка должна укладываться перпендикулярно первой обмотке. Ко­нец второй обмотки припаивается к следующей—третьей — пластинке коллектора. Начало следующего отрезка проволо­ки припаивается к этой же пластинке и наматывается пер­пендикулярно второй обмотке, а конец ее припаивается к четвертой—последней — пластинке коллектора. К этой же пластинке припаивается начало последней обмотки и конец ее—к первой пластинке коллектора, к которой было припае-но начало первой обмотки.
После обмотки, для прочности, секции якоря надо покрыть шеллаком, а место, где подходят концы обмоток к коллектору, обмотать несколь­ко раз суровой ниткой и завя­зать. Это предохранит концы обмоток от раздувания во вре­мя работы динамо и от их обрыва.
Схема обмотки якоря по­казана на рис. 17.
При обмотке якоря надо следить за тем, чтобы витки обмотки не выступали из па­зов якоря наружу. Иначе они будут задевать за баш­маки электромагнитов и пор­вутся.
 

Схема обмотки якоря

Рис. 17. Схема обмотки якоря.