Для самодельного реле потребуется: тонкая медная проволока диаметром 0,03—0,05 в эмалевой изоляции, небольшая пластинка меди толщиной в 2—3 мм, медные или латунные пластинки толщиной 0,5—1 мм, гвоздь толщиной в 5—6 мм, пластинка тонкого эбонита или фибры и несколько болтиков с гаечками диаметром в 3—4 мм.
Изготовление реле надо начать с основания, на котором впоследствии будут укрепляться все детали. Для основания из листовой латуни или меди толщиной в 2—3 мм вырезается полоска размером 20 X 70 мм и сгибается под прямым углом со сторонами в 20 и 50 мм. В центре малой стороны просверливается отверстие диаметром равным диаметру гвоздя, то-есть в 5—6 мм, а на другой стороне угольника, на расстоянии от сгиба в 10 мм, просверливается в центре второе отверстие в 4—5 мм (см. рис. 69 а).
Из жести толщиной в 1—1,5 мм вырезается якорь и сгибается под прямым углом, как указано на рис. 69 б. В нижнее отверстие вклепывается кусочек медной проволоки, чтобы якорь не прилипал к сердечнику.
Для самодельного реле потребуется: тонкая медная проволока диаметром 0,03—0,05 в эмалевой изоляции, небольшая пластинка меди толщиной в 2—3 мм, медные или латунные пластинки толщиной 0,5—1 мм, гвоздь толщиной в 5—6 мм, пластинка тонкого эбонита или фибры и несколько болтиков с гаечками диаметром в 3—4 мм.
Изготовление реле надо начать с основания, на котором впоследствии будут укрепляться все детали. Для основания из листовой латуни или меди толщиной в 2—3 мм вырезается полоска размером 20 X 70 мм и сгибается под прямым углом со сторонами в 20 и 50 мм. В центре малой стороны просверливается отверстие диаметром равным диаметру гвоздя, то-есть в 5—6 мм, а на другой стороне угольника, на расстоянии от сгиба в 10 мм, просверливается в центре второе отверстие в 4—5 мм (см. рис. 69 а).
Из жести толщиной в 1—1,5 мм вырезается якорь и сгибается под прямым углом, как указано на рис. 69 б. В нижнее отверстие вклепывается кусочек медной проволоки, чтобы якорь не прилипал к сердечнику.
Контактные пластинки вырезаются из тонкой латуни или меди по рис. 69 в (2 штуки) и плоские пружины к ним из той же латуни по рис. 69 г (2 игтуки). В контактных пластинках на концах необходимо сделать серебряные контакты. Можно изготовить их и из специального контактного неокисляющегося металла. Контакты делаются так: в отверстия для них вставляются маленькие кусочки серебра от старой серебряной монеты и расклепываются, чтобы лучше держались в отверстиях и не выпадали. Затем верхние концы серебряных бугорков можно зачистить напильником, а концы, которые будут обращены внутрь, только закруглить. На расстоянии 7—8 мм от серебряного контакта в одной из пластинок просверливается еще отверстие диаметром в 3 мм. В него надо вставить эбонитовый стерженек длиной в 3 мм. Стерженек нужен для того, чтобы при замыкании пластин якорем последний не касался самой контактной пластины, а лишь прикасался к эбонитовому стерженьку.
а- основание электромагнитного реле, б— якорь, е— контактные пластины реле, г—пружины к контактным пластинам реле, д-эбонитовые пластинки к реле, е ляг—эбонитовые щечки для катушкн реле, з—металлическая скобочка для крепления якоря, в—скрепляющий болт—сердечник.
Для крепления контактных пластин и пружин, а также для обеспечения надежной изоляции между контактными пластинами надо вырезать из эбонита толщиной в 3 мм три пластинки по рис. 69 д.
Теперь остается сделать катушку для сердечника и намотать на нее проволоку. Для катушки вырезаются щечки из эбонита по рис. 69 е к ж. Когда щечки вырезаны, шляпка гвоздя запиливается так, чтобы на ней не было бороздок. Затем гвоздь обрезается, чтобы его длина вместе со шляпкой была равна 55 мм. Это в тех случаях, когда мы не имеем возможности сделать нарезку этого конца под крепящую гайку. Если же такэя возможность есть, то гвоздь можно оставить длиной в 70 мм и нарезать под гайку конец длиной в 20 мм (см. рис. 69).
На приготовленный таким образом гвоздь для сердечника надевают вторую щечку и устанавливают ее на таком расстоянии, чтобы вставленный в основание реле сердечник своей шляпкой пришелся на уровне торца длинной стороны угольника. Щечки должны надеваться с большим трением. Между щечками на сердечник наматывается в один слой изоляционная лента или пропарафиненная бумага, или чертежная калька в несколько слоев, и на полученную таким образом катушку намэтывается изолированная проволока с таким расчетом, чтобы оставались бортики у передней щечки в 1 мм. Мотать проволоку надо осторожно и аккуратно, последовательно слоями по всей длине катушки. Перед намоткой к началу катушки надо припаять гибкий проводничок длиной 40—50 мм, обмотать его раза два-три вокруг сердечника и оставить свободный конец, который впоследствии присоединится к контактной клемме на щечке. Конец катушки делается так же и присоединяется ко второй контактной клемме на второй щечке сердечника. После намотки катушку покрывают изоляционной лентой или несколькими слоями кальки.
Сборку реле надо начинать со сборки контактных пластин. Для того чтобы болт, прикрепляющий контактные пластины к основанию, не замыкал пластины между собой и с основанием, его надо обвернуть двумя слоями кино- или фотопленки или надеть на него тонкую резиновую или эбонитовую трубочку. Затем болт вставляется в отверстие с внутренней стороны основания, на него надевается эбонитовая планка, затем контактная пружина, контактная пластина и опять эбонитовая планка и снова, в той же последовательности—пружина и пластина. Учтите, что первой надо надевать контактную пластинку, на которой имеется эбонитовый шпенечек. Эта пластинка надевается шпенечком вниз и серебряным контактом вверх. Вторая пластинка надевается, наоборот, выступом серебряного контакта вниз. Сверху второй пластинки надевается третья эбонитовая планка и все это прочно скрепляется гайкой. При скреплении пластин надо обратить внимание на положение контактов. Контакты должны находиться строго друг против друга и не соприкасаться. Если они соприкасаются, надо немного отогнуть в противоположные стороны контактные пружины.
Когда контактные пластинки закреплены, катушка с сердечником вставляется в другое отверстие основания, также с внутренней стороны угольника, и скрепляется гайкой. Если же сердечник будет без нарезки, то его высунувшийся за пределы стороны угольника конец следует расклепать. Расклепывать конец нужно очень осторожно, чтобы не повредить намотку катушки.
Последним ставится на место якорь. Для его крепления надо сделать металлическую скобочку по рис. 69 з. В отверстия скобочки вставляются закругленные выступы якоря, и скобочка припаивается к концу основания. Перед этим надо проверить, правильно ли установлен якорь. Якорь должен находиться строго против сердечника, другим концом подходить под эбонитовый выступ контактной пластинки, причем он не должен нажимать на нее и соединять ее с другой пластинкой. При прижатии якоря к сердечнику противоположный конец его должен подниматься и соединять контактные пластины. Когда это достигнуто, можно припаять скобочку.
Собрав реле, сразу же его проверьте. Для этого контакты катушки соединяют с батарейкой от карманного фонаря. Если реле собрано правильно, то якорек притянется к сердечнику и замкнет контактные пластинки. Присоединенныи к ним через батарейку электрический звонок зазвонит. На этом изготовление реле и предварительную его регулировку можно считать законченными. Готовое реле показало на рис. 70.
Рис 70 Готовое реле