История и теория фотографии

Кинематография не могла возникнуть без фотографии. Поэтому, прежде чем говорить о рождении кинематографии, необходимо хотя бы коротко познакомиться с историей и теорией фотографии.
Замечательные свойства увеличительного стекла—лупы, с помощью которого можно было получать увеличенные изо­бражения окружающих нас предметов, стали известны людям еще в XVI веке. Благодаря этим познаниям в 1570 году была изобретена так называемая камера-обскура* (* Обскура — (лат.) — темная. ). Эта камера пред­ставляла собой большой светонепроницаемый ящик или не­сколько ящиков, вдвигаемых друг в друга для получения более резкого изображения предметов. С одного конца ящика вставлялось увеличительное стекло с большим фокусным расстоянием, а на противоположном конце — матовое стекло, на котором и отображалось в перевернутом виде изображе­ние предмета, попавшего в поле зрения объектива—увеличи­тельного стекла.
Вскоре пытливый человеческий ум уже Не был удовлетво­рен камерой-обскурой, приспособленной для наблюдений и снятий копий с предметов ручным способом. Явилась мысль, как бы зафиксировать на бумаге изображение предмета, не пользуясь карандашом и красками? Словом, люди задума­лись над тем, как бы при помощи этой камеры получить снимок.

Кинематография не могла возникнуть без фотографии. Поэтому, прежде чем говорить о рождении кинематографии, необходимо хотя бы коротко познакомиться с историей и теорией фотографии.
Замечательные свойства увеличительного стекла—лупы, с помощью которого можно было получать увеличенные изо­бражения окружающих нас предметов, стали известны людям еще в XVI веке. Благодаря этим познаниям в 1570 году была изобретена так называемая камера-обскура* (* Обскура — (лат.) — темная. ). Эта камера пред­ставляла собой большой светонепроницаемый ящик или не­сколько ящиков, вдвигаемых друг в друга для получения более резкого изображения предметов. С одного конца ящика вставлялось увеличительное стекло с большим фокусным расстоянием, а на противоположном конце — матовое стекло, на котором и отображалось в перевернутом виде изображе­ние предмета, попавшего в поле зрения объектива—увеличи­тельного стекла.
Вскоре пытливый человеческий ум уже Не был удовлетво­рен камерой-обскурой, приспособленной для наблюдений и снятий копий с предметов ручным способом. Явилась мысль, как бы зафиксировать на бумаге изображение предмета, не пользуясь карандашом и красками? Словом, люди задума­лись над тем, как бы при помощи этой камеры получить снимок.
Как и во многих важнейших открытиях приоритет в об­ласти фотографии принадлежит русским людям. Еще в 1818 году русский химик Гротгус доказал, что свет химически изменяет вещество только в том случае, если свет сам поглощается этим веществом. Этот закон, подтверждающий гениальное открытие М. В. Ломоносова о сохранении веще­ства, произвел революцию в области фотографии. Химические процессы фотографии, разработанные в то время, уже дали возможность производить хорошие фотоснимки. Первые настоящие фотоснимки произвел в Петербурге в 1839 году первый русский фотограф С. Л- Левицкий. Впоследствии за изготовление художественных снимков видов Кавказа, представленных на Парижскую выставку 1851 года, С. Л. Ле­вицкому была вручена первая медаль, присужденная за фото­графические работы.
С каждым годом русские ученые и изобретатели совер­шенствовали фотографию. Механик-самоучка, московский фотограф Д. П. Езучевский в 1875 году построил первый в мире фотоаппарат для стереоскопической съемки и скон­струировал портативную дорожную фотокамеру, которая была намного удобнее существовавших тогда громоздких фото­аппаратов.
Большое внимание фотографии уделял великий русский ученый Д. И. Менделеев. Он писал в одной из своих работ, что „химические процессы фотографии имеют большой инте­рес не только практического, но и теоретического свойства\». В 1877 году Д. И. Менделеев организовал „Фотографическое общество\» и продолжал активно участвовать в работе фото­графического отдела Русского технического общества.
Первый щелевой затвор для моментальной съемки был изобретен в 1883 году также русским (витебским) фотогра­фом С. А. Юрковским. Изобретение фотопленки принадле­жит московскому фотографу И. В. Болдыреву; он демонстри­ровал ее на Всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году, а в 1889 году русский изобретатель Козловский получил патент на фотоаппарат для цветного фотографирова­ния. Метод цветного фотографирования, открытый фотогра­фом Е. Ф. Буринским в 1896 году, служит основой для всех современных методов цветной фотографии.
За годы советской власти фотография в нашей стране приобрела исключительно широкое распространение. У нас нет такой области науки и производства, где бы не приме­нялась фотография. Она применяется для изучения сложней­ших жизненных процессов. Поэтому неслучайно, что вопро­сами совершенствования фотографии у нас занимаются круп­нейшие ученые страны. Труды по оптике С. И. Вавилова пользуются всемирной известностью. Большие труды по теории фотографического проявления и фотографической чувстви­тельности создали члены-корреспонденты Академии наук СССР А. И. Рабинович и К. В. Чибисов.
Советские ученые, используя передовую отечественную технику, создали самые лучшие в мире образцы фотографи­ческих аппаратов, фотоматериалов и фотохимикатов.
В чем же заключается процесс фотографирования?
Как уже было сказано выше, всякий современный фото­аппарат состоит, прежде всего, из камеры-обскура, то-есть из светонепроницаемого ящика или коробки-камеры с врезан­ным в одной из стенок камеры объективом — увеличительным стеклом. Объектив современных фотоаппаратов сделан из нескольких различных стекол, склеенных между собой и рас­пределенных так, что они дают наименьшее разложение световых лучей и искажение предметов. На противоположной от объектива стенке укрепляется матовое стекло, а затем фотографическая светочувствительная пластинка или пленка.
Когда объектив аппарата открыт и направлен на какой-нибудь предмет, то лучи, исходящие от предмета, прелом­ляются в объективе аппарата и, падая на матовое стекло, создают на нем перевернутое и уменьшенное изображение этого предмета. Расстояние от матового стекла до объектива влияет на резкость изображенного на стекле предмета. По­этому в аппаратах применяются специальные устройства и приспособления для наводки на фокус для точного подбора рас­стояния объектива от матового стекла, при котором изобра­жение получается наиболее резким, контрастным (см. рис.75).
 

Изображение предмета в камере фотоаппарата

 
Рис. 75. Изображение предмета в камере фотоаппарата.
После этого объектив закрывается и на место матового стекла вставляется пластинка. Объектив открывается на некоторое время, и за этот период свет, воздействуя на бромо-серебро светочувствительной пластинки, производит в нем химические преобразования. Путем проявления, то-есть про­мывания пластинки в особом растворе — проявителе, это дей­ствие света усиливается, и на эмульсии пластинки в резуль­тате потемнения бромосеребра в том месте, где на него упал свет, получается негативное (обратное в световом отношении) изображение сфотографированного предмета. Белые м^ста предмета поэтому получаются черными, а темные—светлыми. Пересняв копию с негатива, мы получим позитив—обыкно­венную фотокарточку.
Для моментального фотографирования движущихся пред­метов в современных аппаратах применяются сложно устроен­ные затворы, позволяющие производить съемки с выдержкой до 1/1ооо доли секунды. Имеются в фотоаппарате также диа­фрагмы—приспособления для уменьшения светосилы объектива путем уменьшения его рабочей поверхности. Диафрагмы имеют также очень сложное устройство. Современный фото­аппарат наделен и целым рядом других сложных приспособ­лений для удобства работы с ним.
Желающие подробно ознакомиться с устройством слож­нейших механизмов фотоаппарата могут найти их \»описания в специальной литературе.