Кинематография не могла возникнуть без фотографии. Поэтому, прежде чем говорить о рождении кинематографии, необходимо хотя бы коротко познакомиться с историей и теорией фотографии.
Замечательные свойства увеличительного стекла—лупы, с помощью которого можно было получать увеличенные изображения окружающих нас предметов, стали известны людям еще в XVI веке. Благодаря этим познаниям в 1570 году была изобретена так называемая камера-обскура* (* Обскура — (лат.) — темная. ). Эта камера представляла собой большой светонепроницаемый ящик или несколько ящиков, вдвигаемых друг в друга для получения более резкого изображения предметов. С одного конца ящика вставлялось увеличительное стекло с большим фокусным расстоянием, а на противоположном конце — матовое стекло, на котором и отображалось в перевернутом виде изображение предмета, попавшего в поле зрения объектива—увеличительного стекла.
Вскоре пытливый человеческий ум уже Не был удовлетворен камерой-обскурой, приспособленной для наблюдений и снятий копий с предметов ручным способом. Явилась мысль, как бы зафиксировать на бумаге изображение предмета, не пользуясь карандашом и красками? Словом, люди задумались над тем, как бы при помощи этой камеры получить снимок.
Замечательные свойства увеличительного стекла—лупы, с помощью которого можно было получать увеличенные изображения окружающих нас предметов, стали известны людям еще в XVI веке. Благодаря этим познаниям в 1570 году была изобретена так называемая камера-обскура* (* Обскура — (лат.) — темная. ). Эта камера представляла собой большой светонепроницаемый ящик или несколько ящиков, вдвигаемых друг в друга для получения более резкого изображения предметов. С одного конца ящика вставлялось увеличительное стекло с большим фокусным расстоянием, а на противоположном конце — матовое стекло, на котором и отображалось в перевернутом виде изображение предмета, попавшего в поле зрения объектива—увеличительного стекла.
Вскоре пытливый человеческий ум уже Не был удовлетворен камерой-обскурой, приспособленной для наблюдений и снятий копий с предметов ручным способом. Явилась мысль, как бы зафиксировать на бумаге изображение предмета, не пользуясь карандашом и красками? Словом, люди задумались над тем, как бы при помощи этой камеры получить снимок.
Кинематография не могла возникнуть без фотографии. Поэтому, прежде чем говорить о рождении кинематографии, необходимо хотя бы коротко познакомиться с историей и теорией фотографии.
Замечательные свойства увеличительного стекла—лупы, с помощью которого можно было получать увеличенные изображения окружающих нас предметов, стали известны людям еще в XVI веке. Благодаря этим познаниям в 1570 году была изобретена так называемая камера-обскура* (* Обскура — (лат.) — темная. ). Эта камера представляла собой большой светонепроницаемый ящик или несколько ящиков, вдвигаемых друг в друга для получения более резкого изображения предметов. С одного конца ящика вставлялось увеличительное стекло с большим фокусным расстоянием, а на противоположном конце — матовое стекло, на котором и отображалось в перевернутом виде изображение предмета, попавшего в поле зрения объектива—увеличительного стекла.
Вскоре пытливый человеческий ум уже Не был удовлетворен камерой-обскурой, приспособленной для наблюдений и снятий копий с предметов ручным способом. Явилась мысль, как бы зафиксировать на бумаге изображение предмета, не пользуясь карандашом и красками? Словом, люди задумались над тем, как бы при помощи этой камеры получить снимок.
Как и во многих важнейших открытиях приоритет в области фотографии принадлежит русским людям. Еще в 1818 году русский химик Гротгус доказал, что свет химически изменяет вещество только в том случае, если свет сам поглощается этим веществом. Этот закон, подтверждающий гениальное открытие М. В. Ломоносова о сохранении вещества, произвел революцию в области фотографии. Химические процессы фотографии, разработанные в то время, уже дали возможность производить хорошие фотоснимки. Первые настоящие фотоснимки произвел в Петербурге в 1839 году первый русский фотограф С. Л- Левицкий. Впоследствии за изготовление художественных снимков видов Кавказа, представленных на Парижскую выставку 1851 года, С. Л. Левицкому была вручена первая медаль, присужденная за фотографические работы.
С каждым годом русские ученые и изобретатели совершенствовали фотографию. Механик-самоучка, московский фотограф Д. П. Езучевский в 1875 году построил первый в мире фотоаппарат для стереоскопической съемки и сконструировал портативную дорожную фотокамеру, которая была намного удобнее существовавших тогда громоздких фотоаппаратов.
Большое внимание фотографии уделял великий русский ученый Д. И. Менделеев. Он писал в одной из своих работ, что „химические процессы фотографии имеют большой интерес не только практического, но и теоретического свойства\». В 1877 году Д. И. Менделеев организовал „Фотографическое общество\» и продолжал активно участвовать в работе фотографического отдела Русского технического общества.
Первый щелевой затвор для моментальной съемки был изобретен в 1883 году также русским (витебским) фотографом С. А. Юрковским. Изобретение фотопленки принадлежит московскому фотографу И. В. Болдыреву; он демонстрировал ее на Всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году, а в 1889 году русский изобретатель Козловский получил патент на фотоаппарат для цветного фотографирования. Метод цветного фотографирования, открытый фотографом Е. Ф. Буринским в 1896 году, служит основой для всех современных методов цветной фотографии.
За годы советской власти фотография в нашей стране приобрела исключительно широкое распространение. У нас нет такой области науки и производства, где бы не применялась фотография. Она применяется для изучения сложнейших жизненных процессов. Поэтому неслучайно, что вопросами совершенствования фотографии у нас занимаются крупнейшие ученые страны. Труды по оптике С. И. Вавилова пользуются всемирной известностью. Большие труды по теории фотографического проявления и фотографической чувствительности создали члены-корреспонденты Академии наук СССР А. И. Рабинович и К. В. Чибисов.
Советские ученые, используя передовую отечественную технику, создали самые лучшие в мире образцы фотографических аппаратов, фотоматериалов и фотохимикатов.
В чем же заключается процесс фотографирования?
Как уже было сказано выше, всякий современный фотоаппарат состоит, прежде всего, из камеры-обскура, то-есть из светонепроницаемого ящика или коробки-камеры с врезанным в одной из стенок камеры объективом — увеличительным стеклом. Объектив современных фотоаппаратов сделан из нескольких различных стекол, склеенных между собой и распределенных так, что они дают наименьшее разложение световых лучей и искажение предметов. На противоположной от объектива стенке укрепляется матовое стекло, а затем фотографическая светочувствительная пластинка или пленка.
Когда объектив аппарата открыт и направлен на какой-нибудь предмет, то лучи, исходящие от предмета, преломляются в объективе аппарата и, падая на матовое стекло, создают на нем перевернутое и уменьшенное изображение этого предмета. Расстояние от матового стекла до объектива влияет на резкость изображенного на стекле предмета. Поэтому в аппаратах применяются специальные устройства и приспособления для наводки на фокус для точного подбора расстояния объектива от матового стекла, при котором изображение получается наиболее резким, контрастным (см. рис.75).
Замечательные свойства увеличительного стекла—лупы, с помощью которого можно было получать увеличенные изображения окружающих нас предметов, стали известны людям еще в XVI веке. Благодаря этим познаниям в 1570 году была изобретена так называемая камера-обскура* (* Обскура — (лат.) — темная. ). Эта камера представляла собой большой светонепроницаемый ящик или несколько ящиков, вдвигаемых друг в друга для получения более резкого изображения предметов. С одного конца ящика вставлялось увеличительное стекло с большим фокусным расстоянием, а на противоположном конце — матовое стекло, на котором и отображалось в перевернутом виде изображение предмета, попавшего в поле зрения объектива—увеличительного стекла.
Вскоре пытливый человеческий ум уже Не был удовлетворен камерой-обскурой, приспособленной для наблюдений и снятий копий с предметов ручным способом. Явилась мысль, как бы зафиксировать на бумаге изображение предмета, не пользуясь карандашом и красками? Словом, люди задумались над тем, как бы при помощи этой камеры получить снимок.
Как и во многих важнейших открытиях приоритет в области фотографии принадлежит русским людям. Еще в 1818 году русский химик Гротгус доказал, что свет химически изменяет вещество только в том случае, если свет сам поглощается этим веществом. Этот закон, подтверждающий гениальное открытие М. В. Ломоносова о сохранении вещества, произвел революцию в области фотографии. Химические процессы фотографии, разработанные в то время, уже дали возможность производить хорошие фотоснимки. Первые настоящие фотоснимки произвел в Петербурге в 1839 году первый русский фотограф С. Л- Левицкий. Впоследствии за изготовление художественных снимков видов Кавказа, представленных на Парижскую выставку 1851 года, С. Л. Левицкому была вручена первая медаль, присужденная за фотографические работы.
С каждым годом русские ученые и изобретатели совершенствовали фотографию. Механик-самоучка, московский фотограф Д. П. Езучевский в 1875 году построил первый в мире фотоаппарат для стереоскопической съемки и сконструировал портативную дорожную фотокамеру, которая была намного удобнее существовавших тогда громоздких фотоаппаратов.
Большое внимание фотографии уделял великий русский ученый Д. И. Менделеев. Он писал в одной из своих работ, что „химические процессы фотографии имеют большой интерес не только практического, но и теоретического свойства\». В 1877 году Д. И. Менделеев организовал „Фотографическое общество\» и продолжал активно участвовать в работе фотографического отдела Русского технического общества.
Первый щелевой затвор для моментальной съемки был изобретен в 1883 году также русским (витебским) фотографом С. А. Юрковским. Изобретение фотопленки принадлежит московскому фотографу И. В. Болдыреву; он демонстрировал ее на Всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году, а в 1889 году русский изобретатель Козловский получил патент на фотоаппарат для цветного фотографирования. Метод цветного фотографирования, открытый фотографом Е. Ф. Буринским в 1896 году, служит основой для всех современных методов цветной фотографии.
За годы советской власти фотография в нашей стране приобрела исключительно широкое распространение. У нас нет такой области науки и производства, где бы не применялась фотография. Она применяется для изучения сложнейших жизненных процессов. Поэтому неслучайно, что вопросами совершенствования фотографии у нас занимаются крупнейшие ученые страны. Труды по оптике С. И. Вавилова пользуются всемирной известностью. Большие труды по теории фотографического проявления и фотографической чувствительности создали члены-корреспонденты Академии наук СССР А. И. Рабинович и К. В. Чибисов.
Советские ученые, используя передовую отечественную технику, создали самые лучшие в мире образцы фотографических аппаратов, фотоматериалов и фотохимикатов.
В чем же заключается процесс фотографирования?
Как уже было сказано выше, всякий современный фотоаппарат состоит, прежде всего, из камеры-обскура, то-есть из светонепроницаемого ящика или коробки-камеры с врезанным в одной из стенок камеры объективом — увеличительным стеклом. Объектив современных фотоаппаратов сделан из нескольких различных стекол, склеенных между собой и распределенных так, что они дают наименьшее разложение световых лучей и искажение предметов. На противоположной от объектива стенке укрепляется матовое стекло, а затем фотографическая светочувствительная пластинка или пленка.
Когда объектив аппарата открыт и направлен на какой-нибудь предмет, то лучи, исходящие от предмета, преломляются в объективе аппарата и, падая на матовое стекло, создают на нем перевернутое и уменьшенное изображение этого предмета. Расстояние от матового стекла до объектива влияет на резкость изображенного на стекле предмета. Поэтому в аппаратах применяются специальные устройства и приспособления для наводки на фокус для точного подбора расстояния объектива от матового стекла, при котором изображение получается наиболее резким, контрастным (см. рис.75).
Рис. 75. Изображение предмета в камере фотоаппарата.
После этого объектив закрывается и на место матового стекла вставляется пластинка. Объектив открывается на некоторое время, и за этот период свет, воздействуя на бромо-серебро светочувствительной пластинки, производит в нем химические преобразования. Путем проявления, то-есть промывания пластинки в особом растворе — проявителе, это действие света усиливается, и на эмульсии пластинки в результате потемнения бромосеребра в том месте, где на него упал свет, получается негативное (обратное в световом отношении) изображение сфотографированного предмета. Белые м^ста предмета поэтому получаются черными, а темные—светлыми. Пересняв копию с негатива, мы получим позитив—обыкновенную фотокарточку.
Для моментального фотографирования движущихся предметов в современных аппаратах применяются сложно устроенные затворы, позволяющие производить съемки с выдержкой до 1/1ооо доли секунды. Имеются в фотоаппарате также диафрагмы—приспособления для уменьшения светосилы объектива путем уменьшения его рабочей поверхности. Диафрагмы имеют также очень сложное устройство. Современный фотоаппарат наделен и целым рядом других сложных приспособлений для удобства работы с ним.
Желающие подробно ознакомиться с устройством сложнейших механизмов фотоаппарата могут найти их \»описания в специальной литературе.
Для моментального фотографирования движущихся предметов в современных аппаратах применяются сложно устроенные затворы, позволяющие производить съемки с выдержкой до 1/1ооо доли секунды. Имеются в фотоаппарате также диафрагмы—приспособления для уменьшения светосилы объектива путем уменьшения его рабочей поверхности. Диафрагмы имеют также очень сложное устройство. Современный фотоаппарат наделен и целым рядом других сложных приспособлений для удобства работы с ним.
Желающие подробно ознакомиться с устройством сложнейших механизмов фотоаппарата могут найти их \»описания в специальной литературе.