История и теория кино

Теперь, когда мы коротко познакомились с историей и теорией фотографии, которая является основной составной частью кинематографии, можно перейти непосредственно и к разбору истории и теории кино.
Человеческий глаз обладает важнейшей способностью „запоминать изображение\». Чтобы убедиться в этом, посмо­трите на какой-нибудь ярко освещенный предмет, например на снежный пейзаж или просто на окно, и закройте глаза. Вы заметите, что после того как закроете глаза, еще неко­торое время будете как бы видеть изображение пейзажа или окна. Установлено, что, при любом коротком световом воз­действии на сетчатку глаза, на ней всегда сохраняется изо­бражение виденного предмета в продолжение не менее одной десятой доли секунды.
Теперь, если вы посмотрите на движущийся предмет,— например, прыгающую со скакалкой девочку,—и будете часто мигать глазами, то вы не заметите никакого перерыва в дви­жениях девочки. За малую долю секунды, на которую закры­ваются ваши глаза, вследствие способности глаза „запоминать\», изображение предметов не успевает потухнуть—рассеяться, и потому создается впечатление непрерывного движения девочки, словно вы смотрите на нее, совершенно не закры­вая глаз.
На этом свойстве наших глаз и основана кинематография.
Киносъемочный аппарат представляет собой фотоаппарат, специально приспособленный для моментальной съемки не менее 16—20 снимков в секунду на скачками двигающейся пленке. При такой скорости съемки и последовательного движения пленки, снимаемый двигающийся предмет разла­гается на 16—20 снимков в последовательном порядке. Так, на первом снимке девочка стоит в спокойной положении, на втором — она уже чуть приподняла руки, в которых дер­жит скакалку, и немного присела, на третьем—руки подняты уже до уровня плеч, и так далее, до полного завершения скачка и всех при этом движениях девочки. Если теперь мы продемонстрируем кинопроекционным аппаратом этот кусок пленки с 16—20 кадрами (кадром называется отдельный сни­мок), то увидим на экране прыгающую со скакалкой девочку.
Кинопроекционный аппарат устроен почти так же, как и киносъемочный. Механизм его способен менять перед проек­ционным объективом по 16—20, иногда и более, кадров в секунду. А так как особое свойство нашего глаза заклю­чается в способности „запоминать\» изображение предмета, то при такой быстрой смене отдельных фотографий с раз­личными элементами разложенного на 16—20 кадров движе­ния девочки, мы не заметим передвижения кадров, и в наших глазах создастся впечатление непрерывного движения пред­мета: мы увидим прыгающую девочку.
Когда люди пришли к мысли о создании такого аппарата, при помощи которого можно было бы разлагать изображение движения на составные элементы и затем снова склады­вать изображение движущегося предмета, и был сконструиро­ван так называемый стробоскоп. Название „стробоскоп\» про­исходит из сочетания двух греческих слов: „стробос\»—вихрь и „скопео\» — смотри. Стробоскоп—это оптический прибор, дающий прерывистое периодическое освещение, благодаря чему можно сделать изображение тела, совершающего перио­дическое движение, неподвижным или движущимся медленно.

Теперь, когда мы коротко познакомились с историей и теорией фотографии, которая является основной составной частью кинематографии, можно перейти непосредственно и к разбору истории и теории кино.
Человеческий глаз обладает важнейшей способностью „запоминать изображение\». Чтобы убедиться в этом, посмо­трите на какой-нибудь ярко освещенный предмет, например на снежный пейзаж или просто на окно, и закройте глаза. Вы заметите, что после того как закроете глаза, еще неко­торое время будете как бы видеть изображение пейзажа или окна. Установлено, что, при любом коротком световом воз­действии на сетчатку глаза, на ней всегда сохраняется изо­бражение виденного предмета в продолжение не менее одной десятой доли секунды.
Теперь, если вы посмотрите на движущийся предмет,— например, прыгающую со скакалкой девочку,—и будете часто мигать глазами, то вы не заметите никакого перерыва в дви­жениях девочки. За малую долю секунды, на которую закры­ваются ваши глаза, вследствие способности глаза „запоминать\», изображение предметов не успевает потухнуть—рассеяться, и потому создается впечатление непрерывного движения девочки, словно вы смотрите на нее, совершенно не закры­вая глаз.
На этом свойстве наших глаз и основана кинематография.
Киносъемочный аппарат представляет собой фотоаппарат, специально приспособленный для моментальной съемки не менее 16—20 снимков в секунду на скачками двигающейся пленке. При такой скорости съемки и последовательного движения пленки, снимаемый двигающийся предмет разла­гается на 16—20 снимков в последовательном порядке. Так, на первом снимке девочка стоит в спокойной положении, на втором — она уже чуть приподняла руки, в которых дер­жит скакалку, и немного присела, на третьем—руки подняты уже до уровня плеч, и так далее, до полного завершения скачка и всех при этом движениях девочки. Если теперь мы продемонстрируем кинопроекционным аппаратом этот кусок пленки с 16—20 кадрами (кадром называется отдельный сни­мок), то увидим на экране прыгающую со скакалкой девочку.
Кинопроекционный аппарат устроен почти так же, как и киносъемочный. Механизм его способен менять перед проек­ционным объективом по 16—20, иногда и более, кадров в секунду. А так как особое свойство нашего глаза заклю­чается в способности „запоминать\» изображение предмета, то при такой быстрой смене отдельных фотографий с раз­личными элементами разложенного на 16—20 кадров движе­ния девочки, мы не заметим передвижения кадров, и в наших глазах создастся впечатление непрерывного движения пред­мета: мы увидим прыгающую девочку.
Когда люди пришли к мысли о создании такого аппарата, при помощи которого можно было бы разлагать изображение движения на составные элементы и затем снова склады­вать изображение движущегося предмета, и был сконструиро­ван так называемый стробоскоп. Название „стробоскоп\» про­исходит из сочетания двух греческих слов: „стробос\»—вихрь и „скопео\» — смотри. Стробоскоп—это оптический прибор, дающий прерывистое периодическое освещение, благодаря чему можно сделать изображение тела, совершающего перио­дическое движение, неподвижным или движущимся медленно.
Первый простейший стробоскоп состоял из двух картон­ных кругов, насаженных на общую ось на некотором расстоя­нии друг от друга. На одном из кругов было нарисовано несколько картинок, изображающих последовательное движе­ние предмета. На втором круге были вырезаны по количеству картинок длинные узкие щели так, чтобы каждая щель при­ходилась против картинки. Если мы по очереди посмотрим в каждую щель, то мы увидим лишь один момент в движе­нии предмета, а если мы быстро повернем круги, то перед нашими глазами, быстро пробегая одна за другой, картинки сольются в одно изображение двигающегося предмета (см. рис. 76). Этому изобретению насчитывается более ста лет. Позднее стробоскоп был усовершенствован: картонные круги заменились металлическим или тоже картонным цилиндром с узкими параллельными щелями по окружности. В этот цилиндр вкладывались бумажные полоски с изображением двигающегося предмета. И когда цилиндр начинали вращать, то сквозь щели было видно движение предмета (см. рис. 77).
 

Первый простейший дисковый стробоскоп

 
Рис. 76. Первый простейший дисковый стробоскоп. Рис. 77. Цилиндрический стробоскоп.
На особенности нашего зрения основана и такая всем известная забавная игрушка, как „птичка в клетке\». Если вы на куске картона нарисуете с одной стороны клетку, а с другой—птичку и затем начнете быстро вращать кусок картона, приспособив его, скажем, на ось волчка, то вы уви­дите, что птичка сидит в клетке.
Можно, наконец, воспроизвести движение и таким обра­зом: на каждом листке тетради, желательно сделанной из тол­стой бумаги, рисуют один из моментов движения предмета. Затем тетрадь немного перегибают и листы ее быстро от­пускают. Поочереди перелистываясь, они показывают нам движение нарисованного предмета.
Но человеческие дерзания не знают предела. Вскоре чело­век захотел, чтобы движения предмета можно было заснимать и потом демонстрировать на экране одновременно многим зрителям. К этому времени уже был изобретен проекционный фонарь, далеко вперед шагнула техника фотографии. Соеди­нением этих двух аппаратов и принципов их работы и был изобретен кинематограф, название которого произошло от сочетания двух греческих слов: „кинематос\» — движение и „графо\» —пишу.
Кинематография начала развиваться в конце XIX столетия. Приоритет в этом принадлежит также русским ученым и изобретателям. Первый показ кинематографических картин был осуществлен 9 января 1894 года русскими изобретателями Н. А. Любимовым и И. А. Тимченко, за год с лишним рань­ше, чем во Франции, которой незаслуженно приписывалось первенство в этом деле.
Рассмотрим теперь подробнее устройство киносъемочного аппарата.
Схема киносъемочного аппарата показана на рис. 78. Вы видите, что в киносъемочном аппарате имеются все основные детали, которые имеет обыкновенный фотоаппарат. Здесь есть и объектив, и затвор, и кадровый ограничитель, и при­способление для передвижения пленки. Имеется также целый ряд и других, не видных на схематическом рисунке деталей, например диафрагмы, видоискателей и т. д.
Как же осуществляется самый процесс кинематографиче­ской съемки?
 
Рис. 78. Схема киносъемочного аппарата.

Схема киносъемочного аппарата.

 
Световые лучи, исходящие от предмета, проходя через объектив (1), преломляются и, попадая в кадровую рамку (2), в которой находится кинопленка, запечатляют на ней поло­жение снимаемого предмета в ту долю секунды, при которой предмет занимает, скажем, начальное положение в своем дви­жении.
Проходит шестнадцатая или двадцатая доля секунды и обтюратор (3)—затвор киносъемочного аппарата, представляющий собой металлический диск с открытым сектором, поворачиваясь на оси, соединенной с помощью шестерен с вращающейся ручкой киносъемочного аппарата, постепенно закрывает доступ световых лучей к кинопленке. Когда обтю­ратор совершенно закроет собой кадр, эксцентрик-кривошип (4) своим шипом входит в прорезь „мальтийского креста\» (5) и, поворачивая его на четверть оборота, поворачивает и зубча­тый барабан (6), скрепленный на одной оси с „мальтийским крестом\». Поворачиваясь на четверть оборота, барабан с по­мощью зубцов тянет за перфорацию — отверстия кинопленку. Кинопленка устанавливается в кадровой рамке новым, неза­снятым местом. В это время шип выходит из мальтийского креста, значит пленка останавливается неподвижно, обтюратор снова открывает доступ световых лучей на нее, происходит фотосъемка нового кадра, и затем повторяется всё сначала.
Так при помощи этого несложного механизма, устройство которого было известно задолго до изобретения киносъемоч­ного аппарата, производится моментальная съемка дви­жущегося предмета, в результате которой движение полу­чается, разложенным на элементы. Это мы можем хорошо заметить после того, как кинопленка будет проявлена и зафиксирована, то-есть получен нормальный фотографический негатив, с которого впоследствии на такой же пленке делают путем копирования диапозитив—кинокартину.
Кинопленка делается из очень эластичного материала-целлулоида и покрывается светочувствительным слоем, как фотопластинка. Кинопленка представляет собой длинную узкую, в 35 мм шириной, полоску целлулоида с прямоуголь­ными поперечными отверстиями по обоим бортам. Отверстия эти называются перфорацией от латинского „перфораре\» — пробуравливать, пробивать отверстия в определенном порядке. Они расположе­ны в строго определенном порядке, с таким расчетом, чтобы на каждый кадр приходилось по четыре отверстия с каж­дой стороны (см. рис. 79).
Кассеты современных киносъемочных аппаратов вмещают в себя до 300 метров пленки, что обеспечивает непрерывную съемку движущихся предметов в тече­ние 10—15 минут. А так как наш глаз способен сохранять зрительное впечат­ление в течение примерно 0,1 доли секун­ды, то обычно киносъемка для установок немого кино производится со скоростью 16—20 кадров в секунду и с такой же скоростью демонстрируется, а для зву­кового кино съемку ведут со скоростью 24 кадров в секунду.
 

Отрезок кинопленки

 
Рис. 79. Отрезок кино­пленки.
 
Современные киносъемочные и про­екционные аппараты устроены значи­тельно сложнее, чем тот, действие ко­торого описано выше. Современные ки­носъемочные аппараты имеют несколько сменяющихся объективов, позволяющих оператору, не сходя с места, снимать значительно отдаленные предметы с при­менением так называемого телеобъекти­ва, производить микросъемки. Когда „великий немой \»заговорил, то-есть кино стало звуковым, устройство его механиз­мов еще более усложнилось. Теперь уже начинает внедряться стереокино* (* Стерео — греческое „стереос\»—пространственный.) —объ­емное кино, уже не с плоским, а с объем­ным изображением, а такое кино при де­монстрировании цветных фильмов созда­ет полное впечатление действительности. Высокая светочувствительность со­временной фотографической эмульсии открыла совершенно новые перспективы перед кинематогра­фией. Теперь получена такая светочувствительность пленки, которая позволяет производить съемки с выдержкой в мил­лионные доли секунды. Есть уже киносъемочные аппараты, которые делают более 1000 снимков в секунду. При таких скоростях стало возможным заснимать полет пули, удар молнии, разрыв снаряда, самый быстрый полет насекомых и другие мгновенные явления. При нормальной скорости проек­ции такого фильма имеется возможность видеть подробно все мельчайшие движения, например крыльев при полете насекомого, завихривание воздуха при вращении пропеллера самолета, разрыв снаряда и т. д. Поэтому быструю киносъем­ку называют „лупой времени\».
Широко в науке применяется теперь и обратный процесс-замедленная киносъемка. Например, у горшка с высаженными в него семенами устанавливается киносъемочный аппарат, который при помощи автоматического устройства будет про­изводить съемку одного кадра в течение 6 — 8 часов. Через несколько недель на кинопленке будет заснят таким образом процесс роста растения. Просмотрев такой фильм, мы в течение нескольких минут сможем увидеть в ускоренном виде все процессы развития растения. Это имеет огромное познавательное значение для науки.
Мы познакомились вкратце с историей рождения и раз­вития кинематографии и теперь ясно представляем его огром­ное значение. Ведь ничто, кроме кино, не может так точно сохранить на десятилетия те жизненные процессы, которые мы пожелаем оставить для истории. А разве не интересно, например, сохранить и потом демонстрировать кинофильмы, заснятые в походах и на экскурсиях, на физкультурных соревнованиях по плаванию, по бегу, по прыжкам и т. д.? И всё это можно сделать, имея киносъемочный и кинопро­екционный аппараты. Но где же их взять, — спросите вы? Ведь киносъемочный аппарат стоит очень, очень дорого, да и промышленность наша выпускает такие аппараты пока еще не для широкого круга любителей.
Если присмотреться внимательнее и подробнее изучить устройство киноаппарата, то оказывается, что он не так уж сложен, как кажется на первый взгляд. Настойчивому школь­нику, умеющему владеть инструментом и обладающему на­выками слесарной обработки металла, не составит особых трудностей самому сделать киносъемочный и проекционный аппараты. Ниже мы предлагаем описание универсального киноаппарата, с помощью которого можно производить съем­ку и показ фильмов.