Устройство нашего аппарата начнем с объектива, самой существенной его части. Объектив — это оптический прибор, целью которого является уменьшение или увеличение изображения в зависимости от того, для чего он используется. У нас объектив будет использоваться в двух целях: во-первых, в киносъемочном аппарате, как и в фотографическом, он будет проектировать на светочувствительную пленку уменьшенное изображение снимаемых предметов и, во-вторых, в кинопроекционном аппарате объектив будет осуществлять обратное, то-есть маленькое изображение, полученное на кинопленке, он будет проектировать на экран в значительно увеличенных размерах.
Качество изображения, получаемого как в первом, так и во втором случае, в значительной мере зависит от того, как устроен сам объектив, насколько совершенна его система, позволяющая получать совершенно неискаженные изображения. Но прежде чем перейти к описанию самого объектива, необходимо вкратце познакомиться с принципом действия увеличительного стекла—линзы.
Качество изображения, получаемого как в первом, так и во втором случае, в значительной мере зависит от того, как устроен сам объектив, насколько совершенна его система, позволяющая получать совершенно неискаженные изображения. Но прежде чем перейти к описанию самого объектива, необходимо вкратце познакомиться с принципом действия увеличительного стекла—линзы.
Устройство нашего аппарата начнем с объектива, самой существенной его части. Объектив — это оптический прибор, целью которого является уменьшение или увеличение изображения в зависимости от того, для чего он используется. У нас объектив будет использоваться в двух целях: во-первых, в киносъемочном аппарате, как и в фотографическом, он будет проектировать на светочувствительную пленку уменьшенное изображение снимаемых предметов и, во-вторых, в кинопроекционном аппарате объектив будет осуществлять обратное, то-есть маленькое изображение, полученное на кинопленке, он будет проектировать на экран в значительно увеличенных размерах.
Качество изображения, получаемого как в первом, так и во втором случае, в значительной мере зависит от того, как устроен сам объектив, насколько совершенна его система, позволяющая получать совершенно неискаженные изображения. Но прежде чем перейти к описанию самого объектива, необходимо вкратце познакомиться с принципом действия увеличительного стекла—линзы.
Всем известно, что увеличительные стекла — линзы, имеющие форму чечевицы, обладают собирательной способностью, то-есть могут собирать лучи, исходящие от предмета, и затем на определенном расстоянии отображать их в меньших пропорциях, создавая уменьшенное изображение этого предмета. Это происходит в результате способности двояковыпуклой линзы преломлять лучи света, так же как они преломляются в хрусталике нашего глаза. Действие линзы и хрусталика глаза совершенно тождественны.
Собирательное действие линзы вы можете свободно проверить на опыте. Возьмите линзу и придержите ее рукой на некотором расстоянии от белой стены, находящейся против окна. На определенном расстоянии линзы от стены на последней получится четкое уменьшенное изображение оконных переплетов, штор и отдаленных предметов улицы, ярко освещенных солнцем. Если вы всмотритесь внимательнее в изображение окна на стене, то, конечно, заметите, что оно имеет несколько раздутую бочкообразную форму. Это искажение прямых линий окна происходит в силу кривизны линзы. Следовательно, чем выпуклость линзы больше, тем большие искажения она внесет в отображенный предмет. Но этот недостаток частично легко исправить. Возьмите лист черной оберточной фотографической бумаги или картона и прорежьте в нем небольшие круглые отверстия: одно диаметром в 10 мм и другое — в 5 мм. Теперь, если вы поставите перед линзой лист отверстием в 10 мм, то изображение окна на стене значительно выиграет в резкости очертаний, заметно выпрямятся линии переплетов, но зато рама окна будет видна уже не так ярко, как в первом случае. Если же мы поставим перед линзой отверстие в 5 мм, то изображение предмета будет еще контрастнее, то-есть четче, и линии еще больше выпрямятся, но рама окна будет видна еще слабее.
Качество изображения, получаемого как в первом, так и во втором случае, в значительной мере зависит от того, как устроен сам объектив, насколько совершенна его система, позволяющая получать совершенно неискаженные изображения. Но прежде чем перейти к описанию самого объектива, необходимо вкратце познакомиться с принципом действия увеличительного стекла—линзы.
Всем известно, что увеличительные стекла — линзы, имеющие форму чечевицы, обладают собирательной способностью, то-есть могут собирать лучи, исходящие от предмета, и затем на определенном расстоянии отображать их в меньших пропорциях, создавая уменьшенное изображение этого предмета. Это происходит в результате способности двояковыпуклой линзы преломлять лучи света, так же как они преломляются в хрусталике нашего глаза. Действие линзы и хрусталика глаза совершенно тождественны.
Собирательное действие линзы вы можете свободно проверить на опыте. Возьмите линзу и придержите ее рукой на некотором расстоянии от белой стены, находящейся против окна. На определенном расстоянии линзы от стены на последней получится четкое уменьшенное изображение оконных переплетов, штор и отдаленных предметов улицы, ярко освещенных солнцем. Если вы всмотритесь внимательнее в изображение окна на стене, то, конечно, заметите, что оно имеет несколько раздутую бочкообразную форму. Это искажение прямых линий окна происходит в силу кривизны линзы. Следовательно, чем выпуклость линзы больше, тем большие искажения она внесет в отображенный предмет. Но этот недостаток частично легко исправить. Возьмите лист черной оберточной фотографической бумаги или картона и прорежьте в нем небольшие круглые отверстия: одно диаметром в 10 мм и другое — в 5 мм. Теперь, если вы поставите перед линзой лист отверстием в 10 мм, то изображение окна на стене значительно выиграет в резкости очертаний, заметно выпрямятся линии переплетов, но зато рама окна будет видна уже не так ярко, как в первом случае. Если же мы поставим перед линзой отверстие в 5 мм, то изображение предмета будет еще контрастнее, то-есть четче, и линии еще больше выпрямятся, но рама окна будет видна еще слабее.
Второе, что вы заметите,—перевернутость изображения. Окно на стене будет в перевернутом положении — „вверх ногами\». Происходит это опять-таки в силу преломления лучей линзой. Линия луча света, идущего от крайней нижней точки окна, преломляясь линзой, идет вверх, а верхняя, наоборот,— вниз. Поэтому все предмеил, отображенные с помощью линзы, всегда бывают в перевернутом положении. Но это обстоятельство не имеет абсолютно никакого влияния на качество изображения и работу оптических приборов.
Есть другие, очень важные обстоятельства и недостатки линзы, которые в значительной мере отрицательно влияют на качество оптических систем. Когда вы рассматривали изображение окна на стене при полностью открытой линзе, вы, наверное, также обратили внимание на то, что изображение было ясным только в центре, а по краям оно приобретало расплывчатые, неясные очертания и даже с радужными оттенками. Эти искажения изображений, вносимые простыми линзами, называются аберрациями, от латинского слова „абер-раре\», что означает заблуждаться, отклонят-ься от чего-либо. Различают две аберрации: сферическую и хроматическую. Известно, что сферическое стекло собирает узкий пучок лучей только в одной точке, расположенной вдоль его оптической оси, но чем дальше падает луч от оптической оси, тем ближе к стеклу он ее пересекает. Такое неравномерное пересечение лучей света накладывает на основное изображение предмета дополнительные изображения и делает его конечные точки неясными, расплывчатыми. Это явление и называется сферической аберрацией, от составления двух слов: .сфера\»—шар и „аберрация\»—уклонение. (См. рис. 80.)
Как видите, сферическая аберрация является очень большим недостатком собирательных стекол — линз. Оптики нашли способы, позволяющие значительно уменьшать сферическую аберрацию оптических систем. Для этого объективы делаются не из одного стекла, а составленными из нескольких линз, изготовленных из различных сортов стекла и имеющих различную степень преломления. Линзы подбирают, например, так: берут две плосковыпуклые линзы и, повернув их выпуклыми сторонами друг к ДРУГУ. соединяют общей оправой. Такой простой способ позволяет достигнуть того, что составленная линза собирает лучи, проходящие че-рез ее края, в одной точке с центральным ЛуЧОм, на главной оптической оси. Это про исходит потому, ЧТО ошибки обоих стекол, действуя в противоположном направлении одна к другой, взаимно исправляют друг друга.
Есть другие, очень важные обстоятельства и недостатки линзы, которые в значительной мере отрицательно влияют на качество оптических систем. Когда вы рассматривали изображение окна на стене при полностью открытой линзе, вы, наверное, также обратили внимание на то, что изображение было ясным только в центре, а по краям оно приобретало расплывчатые, неясные очертания и даже с радужными оттенками. Эти искажения изображений, вносимые простыми линзами, называются аберрациями, от латинского слова „абер-раре\», что означает заблуждаться, отклонят-ься от чего-либо. Различают две аберрации: сферическую и хроматическую. Известно, что сферическое стекло собирает узкий пучок лучей только в одной точке, расположенной вдоль его оптической оси, но чем дальше падает луч от оптической оси, тем ближе к стеклу он ее пересекает. Такое неравномерное пересечение лучей света накладывает на основное изображение предмета дополнительные изображения и делает его конечные точки неясными, расплывчатыми. Это явление и называется сферической аберрацией, от составления двух слов: .сфера\»—шар и „аберрация\»—уклонение. (См. рис. 80.)
Как видите, сферическая аберрация является очень большим недостатком собирательных стекол — линз. Оптики нашли способы, позволяющие значительно уменьшать сферическую аберрацию оптических систем. Для этого объективы делаются не из одного стекла, а составленными из нескольких линз, изготовленных из различных сортов стекла и имеющих различную степень преломления. Линзы подбирают, например, так: берут две плосковыпуклые линзы и, повернув их выпуклыми сторонами друг к ДРУГУ. соединяют общей оправой. Такой простой способ позволяет достигнуть того, что составленная линза собирает лучи, проходящие че-рез ее края, в одной точке с центральным ЛуЧОм, на главной оптической оси. Это про исходит потому, ЧТО ошибки обоих стекол, действуя в противоположном направлении одна к другой, взаимно исправляют друг друга.
Рис. 80. Явления сферической аберрации.
Происхождение цветной каймы, получаемой вокруг конечных точек отображаемого предмета, которая еще больше ухудшает изображение, имеет другие причины.
Мы знаем, что белый свет состоит из семи цветов спектра. Лучи каждого из этих цветов распространяются в пространстве, подобно волнам, и каждый из этих лучей имеет свою длину волны. (Длиной волны называется расстояние между двумя соседними гребнями колебаний.) Длина волн спектра лежит в пределах от 0,7 до 0,4 микрона, то-есть от 0,0007 до 0,0004 доли миллиметра. Наибольшую длину волны имеют красные лучи—она равна 0,65 микрона, затем идут оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и, наконец, фиолетовые лучи, имеющие самую короткую длину волны, равную 0,41 микрона.
От такого различия длины волн и зависит степень их преломления в линзе. Сильнее всех преломляются в линзе фиолетовые лучи спектра, слабее — красные. И когда лучи света проходят через линзу, особенно близко к ее краям, точка пересечения фиолетовых лучей, как наиболее сильно преломляющихся, находится ближе, а точка пересечения красных лучей, как наиболее длинноволновых и потому слабее преломляющихся, находится дальше от линзы. От этого различного преломления светового пучка и происходит разложение света, как в трехгранной призме, на составные его цвета — спектр. Разложенный на составные цвета белый луч света создает радужную окраску крайних точек изображения. Это явление и называется хроматической аберрацией от греческого слова „хрома\» — цвет. (См. рис. 81.)
Как видите, и этот недостаток линзы значительно ухудшает качество изображения предмета как на фотографической пленке, так и при ее проекции на экран. Но и с этим недостатком оптики успешно справляются. Для уничтожения хроматической аберрации объектив составляют из собирающей и рассеивающей линз, изготовленных из различных сортов стекла.
В современной оптической технике совершенно не применяются объективы из одной линзы. Теперь наша промышленность выпускает высококачественные объективы, не имеющие указанных выше недостатков. Такие объективы бывают составлены из шести и даже восьми различных линз.
Кроме усовершенствования самого объектива, современные киносъемочные аппараты имеют несколько объективов, укрепленных на вращающемся дисковом основании, что позволяет при необходимости быстро менять их. Есть в числе объективов и телеобъектив, который, сильно увеличивая и приближая предмет, позволяет, не двигая аппарата с места, снимать очень отдаленные предметы. Телеобъектив—сложное слово, происходит от двух слов: греческого „теле\» — вдаль, далеко и „объектив\» от латинского „объектум\»— предмет.
Мы знаем, что белый свет состоит из семи цветов спектра. Лучи каждого из этих цветов распространяются в пространстве, подобно волнам, и каждый из этих лучей имеет свою длину волны. (Длиной волны называется расстояние между двумя соседними гребнями колебаний.) Длина волн спектра лежит в пределах от 0,7 до 0,4 микрона, то-есть от 0,0007 до 0,0004 доли миллиметра. Наибольшую длину волны имеют красные лучи—она равна 0,65 микрона, затем идут оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и, наконец, фиолетовые лучи, имеющие самую короткую длину волны, равную 0,41 микрона.
От такого различия длины волн и зависит степень их преломления в линзе. Сильнее всех преломляются в линзе фиолетовые лучи спектра, слабее — красные. И когда лучи света проходят через линзу, особенно близко к ее краям, точка пересечения фиолетовых лучей, как наиболее сильно преломляющихся, находится ближе, а точка пересечения красных лучей, как наиболее длинноволновых и потому слабее преломляющихся, находится дальше от линзы. От этого различного преломления светового пучка и происходит разложение света, как в трехгранной призме, на составные его цвета — спектр. Разложенный на составные цвета белый луч света создает радужную окраску крайних точек изображения. Это явление и называется хроматической аберрацией от греческого слова „хрома\» — цвет. (См. рис. 81.)
Как видите, и этот недостаток линзы значительно ухудшает качество изображения предмета как на фотографической пленке, так и при ее проекции на экран. Но и с этим недостатком оптики успешно справляются. Для уничтожения хроматической аберрации объектив составляют из собирающей и рассеивающей линз, изготовленных из различных сортов стекла.
В современной оптической технике совершенно не применяются объективы из одной линзы. Теперь наша промышленность выпускает высококачественные объективы, не имеющие указанных выше недостатков. Такие объективы бывают составлены из шести и даже восьми различных линз.
Кроме усовершенствования самого объектива, современные киносъемочные аппараты имеют несколько объективов, укрепленных на вращающемся дисковом основании, что позволяет при необходимости быстро менять их. Есть в числе объективов и телеобъектив, который, сильно увеличивая и приближая предмет, позволяет, не двигая аппарата с места, снимать очень отдаленные предметы. Телеобъектив—сложное слово, происходит от двух слов: греческого „теле\» — вдаль, далеко и „объектив\» от латинского „объектум\»— предмет.
рис 81 Явления хроматической аберрации.
Объектив характеризуется двумя основными показателями: фокусным расстоянием и светосилой. Первое зависит от степени выпуклости линзы, а следовательно, от силы преломления лучей, а второе —от фокусного расстояния и площади рабочей поверхности объектива.
У всякого оптического стекла имеется в центре его такая точка, проходя через которую луч света не меняет своего направления, не отклоняется. Через эту точку и проходит главная оптическая ось стекла — линзы. Теперь, когда мы направим пучок света через линзу, параллельные линии света, падая на ее поверхность в различных местах, испытывают различное преломление и после на некотором расстоянии снова сходятся в одну точку на главной оптической оси. Эта точка называется главным фокусом линзы, а расстояние от центра оптического стекла до главного фокуса называется главным фокусным расстоянием линзы. Само собой разумеется, что чем больше кривизна поверхностей выпуклого стекла и чем, следовательно, больше степень преломления, тем короче фокусное расстояние линзы—и наоборот.
Если мы поместим матовое стекло или фотографическую пластинку в главном фокусе линзы, то получим на них самые четкие изображения отдаленных от объектива предметов. Очень близкое расстояние предметов от объектива требует для резкого их изображения увеличения фокусного расстояния объектива. Это достигается путем удаления объектива от матового стекла и приближения его к объекту. Но этому есть предел, далее которого объектив удалять от матового стекла нельзя, иначе изображение расплывется. Установление правильного положения объектива между объектом и матовым стеклом или пластинкой называется, „фокусированием изображения\», „наводкой на фокус\».
Светосила объектива составляется, как мы указали выше, из фокусного расстояния и площади рабочей поверхности объектива, то-есть от отношения главного фокусного расстояния в сантиметрах к диаметру объектива. Следовательно, меняя диаметр — рабочую поверхность объектива,—мы сможем менять и его светосилу, а это даст нам возможность постоянно поддерживать одну и ту же экспозицию—выдержку при съемке, независимо от степени освещенности снимаемых предметов. Подробнее об этом будет рассказано в главе „ Диафрагма\».
Отношение диаметра объектива к его фокусному расстоянию называется относительным отверстием объектива. И чем больше относительное отверстие объектива, тем больше его светосила. Современные наиболее светосильные объективы имеют величину ббльшую единицы, то-есть относительное отверстие объектива — его рабочая поверхность — имеет больший диаметр, чем фокусное расстояние самого объектива.
Следует заметить, что увеличение диаметра относительного отверстия объектива, скажем, в два раза, увеличивает площадь его поверхности, на которую падают лучи, вчетверо. Следовательно, при этом через объектив пройдет в четыре раза больше света и соответственно этому увеличится яркость изображения предмета, рисуемого объективом на матовом стекле или на фотографической пластинке. Увеличение же относительного отверстия объектива в четыре раза — увеличит яркость изображения уже в шестнадцать раз и т. д.
Для определения светосилы объектива нужно фокусное расстояние его разделить на его относительное отверстие. Например, наш объектив имеет главное фокусное расстояние 10 см, относительное отверстие его, при котором производится съемка, равно 2 см, в результате мы получаем 10:2 =5. Значит, светосила нашего объектива в этом случае будет, как принято технически изображать ее, 1 :5.
Для съемки при слабом освещении с короткой экспозицией (1/16—1/20 секунды), с которыми нам постоянно придется работать, желательно иметь объектив с большей светосилой. В современных объективах достигнута светосила 1 :1 и даже 1 :0,85. Объектив же со светосилой большей, чем 1 :0,5, который давал бы четкое и неискаженное изображение, построить пока не удается.
Хорошо, конечно, если вы для киносъемочного аппарата сможете достать объектив от старого фотоаппарата со светосилой хотя бы 1:3, которые имеются у „лейки\». Но если такой возможности нет, то на первых порах можно будет обойтись и обыкновенным увеличительным стеклом — двояковыпуклой линзой.
Несмотря на все недостатки, обыкновенная линза также сможет сослужить нам большую службу, если умело ее применить. Пейзажные натурные снимки и с простой линзой получаются великолепными, и искажения, которые линза внесет при этом, не заметит даже опытный глаз фотографа. Что же касается съемки зданий и людей, то в таких случаях наш объектив-линзу придется больше диафрагмировать, то-есть сокращать до минимума его относительное отверстие за счет увеличения освещения объектов съемки и не брать их крупным планом, то-есть очень близко. Например, не следует снимать лицо человека в размер всего кадра. Оно будет искажено даже при самой маленькой диафрагме — относительном отверстии объектива.
Для нашего киносъемочного аппарата самым подходящим объективом будет очковое двояковыпуклое стекло силой в -J-17,5 диоптрий, что соответствует главному фокусному расстоянию в 6 см. Такое стекло имеет диаметр 4,5 см. Для кинокадра размером 2,4X1,8 см наш объектив, достаточно задиафрагмированный, вполне обеспечит успешную работу аппарата.
Когда двояковыпуклое стекло указанной -величины будет приобретено, надо изготовить для него оправу и приспособление для изменения фокусного расстояния.
Оправа изготовляется из толстой жести или латуни. Нам необходимо сделать две трубки: одну диаметром 45 мм и длиной 30 мм и другую диаметром 40 мм и длиной 30 мм. Для этого первоначально придется вырезать из листового металла две полоски шириной в 30 мм и длиной для большей трубки 150 мм и для второй трубки длиной 130 мм с расчетом, что на швы при спаивании этих трубок уйдет по 5 мм.
Когда полоски вырезаны, их сворачивают в трубки на круглой палке соответствующего диаметра и хорошо спаивают.
Для плавного наведения на фокус, что имеет очень важное значение при киносъемке, необходимо вмонтировать в наши объективные трубки спирали или так называемую червячную передачу. Для изготовления такой передачи лучше всего подойдет медная проволока диаметром в 2,5 мм, так как между стенками большой и малой трубок останется воздушный зазор в 2,5 мм. Хорошо, если вы для этого найдете проволоку прямоугольного или квадратного сечения, но за неимением ее можно использовать и проволоку круглого сечения.
Для изготовления червячной передачи надо взять два отрезка указанной проволоки, в полметра длиной каждый, предварительно отжечь их, чтобы проволока не пружинила, и, сложив их вместе, намотать две спирали, тесно прилегающие одна к другой, на той болванке, на которой свертывали малую объективную трубку. Если вы теперь нлчнете вращать одну из таких спиралей, то она, следуя по другой спирали, будет плавно выходить из нее. Спирали эти в том положении, КпК они были навернуты вместе, надо впаять: одну внутри большой трубки, а другую снаружи малой объективной трубки. При этом не следует класть много олова в месте спайки и менять расстояние между витками.
После того как спирали будут припаяны, их надо хорошо зачистить наждачной шкуркой, особенно тщательно следует прочистить углубления, образовавшиеся между витками, заточив концы спиралей так, чтобы они сошли на нет, и попробовать их в работе. Если малая трубка будет плавно и беспрепятственно ввинчиваться в большую трубку, работу можно считать законченной.
У всякого оптического стекла имеется в центре его такая точка, проходя через которую луч света не меняет своего направления, не отклоняется. Через эту точку и проходит главная оптическая ось стекла — линзы. Теперь, когда мы направим пучок света через линзу, параллельные линии света, падая на ее поверхность в различных местах, испытывают различное преломление и после на некотором расстоянии снова сходятся в одну точку на главной оптической оси. Эта точка называется главным фокусом линзы, а расстояние от центра оптического стекла до главного фокуса называется главным фокусным расстоянием линзы. Само собой разумеется, что чем больше кривизна поверхностей выпуклого стекла и чем, следовательно, больше степень преломления, тем короче фокусное расстояние линзы—и наоборот.
Если мы поместим матовое стекло или фотографическую пластинку в главном фокусе линзы, то получим на них самые четкие изображения отдаленных от объектива предметов. Очень близкое расстояние предметов от объектива требует для резкого их изображения увеличения фокусного расстояния объектива. Это достигается путем удаления объектива от матового стекла и приближения его к объекту. Но этому есть предел, далее которого объектив удалять от матового стекла нельзя, иначе изображение расплывется. Установление правильного положения объектива между объектом и матовым стеклом или пластинкой называется, „фокусированием изображения\», „наводкой на фокус\».
Светосила объектива составляется, как мы указали выше, из фокусного расстояния и площади рабочей поверхности объектива, то-есть от отношения главного фокусного расстояния в сантиметрах к диаметру объектива. Следовательно, меняя диаметр — рабочую поверхность объектива,—мы сможем менять и его светосилу, а это даст нам возможность постоянно поддерживать одну и ту же экспозицию—выдержку при съемке, независимо от степени освещенности снимаемых предметов. Подробнее об этом будет рассказано в главе „ Диафрагма\».
Отношение диаметра объектива к его фокусному расстоянию называется относительным отверстием объектива. И чем больше относительное отверстие объектива, тем больше его светосила. Современные наиболее светосильные объективы имеют величину ббльшую единицы, то-есть относительное отверстие объектива — его рабочая поверхность — имеет больший диаметр, чем фокусное расстояние самого объектива.
Следует заметить, что увеличение диаметра относительного отверстия объектива, скажем, в два раза, увеличивает площадь его поверхности, на которую падают лучи, вчетверо. Следовательно, при этом через объектив пройдет в четыре раза больше света и соответственно этому увеличится яркость изображения предмета, рисуемого объективом на матовом стекле или на фотографической пластинке. Увеличение же относительного отверстия объектива в четыре раза — увеличит яркость изображения уже в шестнадцать раз и т. д.
Для определения светосилы объектива нужно фокусное расстояние его разделить на его относительное отверстие. Например, наш объектив имеет главное фокусное расстояние 10 см, относительное отверстие его, при котором производится съемка, равно 2 см, в результате мы получаем 10:2 =5. Значит, светосила нашего объектива в этом случае будет, как принято технически изображать ее, 1 :5.
Для съемки при слабом освещении с короткой экспозицией (1/16—1/20 секунды), с которыми нам постоянно придется работать, желательно иметь объектив с большей светосилой. В современных объективах достигнута светосила 1 :1 и даже 1 :0,85. Объектив же со светосилой большей, чем 1 :0,5, который давал бы четкое и неискаженное изображение, построить пока не удается.
Хорошо, конечно, если вы для киносъемочного аппарата сможете достать объектив от старого фотоаппарата со светосилой хотя бы 1:3, которые имеются у „лейки\». Но если такой возможности нет, то на первых порах можно будет обойтись и обыкновенным увеличительным стеклом — двояковыпуклой линзой.
Несмотря на все недостатки, обыкновенная линза также сможет сослужить нам большую службу, если умело ее применить. Пейзажные натурные снимки и с простой линзой получаются великолепными, и искажения, которые линза внесет при этом, не заметит даже опытный глаз фотографа. Что же касается съемки зданий и людей, то в таких случаях наш объектив-линзу придется больше диафрагмировать, то-есть сокращать до минимума его относительное отверстие за счет увеличения освещения объектов съемки и не брать их крупным планом, то-есть очень близко. Например, не следует снимать лицо человека в размер всего кадра. Оно будет искажено даже при самой маленькой диафрагме — относительном отверстии объектива.
Для нашего киносъемочного аппарата самым подходящим объективом будет очковое двояковыпуклое стекло силой в -J-17,5 диоптрий, что соответствует главному фокусному расстоянию в 6 см. Такое стекло имеет диаметр 4,5 см. Для кинокадра размером 2,4X1,8 см наш объектив, достаточно задиафрагмированный, вполне обеспечит успешную работу аппарата.
Когда двояковыпуклое стекло указанной -величины будет приобретено, надо изготовить для него оправу и приспособление для изменения фокусного расстояния.
Оправа изготовляется из толстой жести или латуни. Нам необходимо сделать две трубки: одну диаметром 45 мм и длиной 30 мм и другую диаметром 40 мм и длиной 30 мм. Для этого первоначально придется вырезать из листового металла две полоски шириной в 30 мм и длиной для большей трубки 150 мм и для второй трубки длиной 130 мм с расчетом, что на швы при спаивании этих трубок уйдет по 5 мм.
Когда полоски вырезаны, их сворачивают в трубки на круглой палке соответствующего диаметра и хорошо спаивают.
Для плавного наведения на фокус, что имеет очень важное значение при киносъемке, необходимо вмонтировать в наши объективные трубки спирали или так называемую червячную передачу. Для изготовления такой передачи лучше всего подойдет медная проволока диаметром в 2,5 мм, так как между стенками большой и малой трубок останется воздушный зазор в 2,5 мм. Хорошо, если вы для этого найдете проволоку прямоугольного или квадратного сечения, но за неимением ее можно использовать и проволоку круглого сечения.
Для изготовления червячной передачи надо взять два отрезка указанной проволоки, в полметра длиной каждый, предварительно отжечь их, чтобы проволока не пружинила, и, сложив их вместе, намотать две спирали, тесно прилегающие одна к другой, на той болванке, на которой свертывали малую объективную трубку. Если вы теперь нлчнете вращать одну из таких спиралей, то она, следуя по другой спирали, будет плавно выходить из нее. Спирали эти в том положении, КпК они были навернуты вместе, надо впаять: одну внутри большой трубки, а другую снаружи малой объективной трубки. При этом не следует класть много олова в месте спайки и менять расстояние между витками.
После того как спирали будут припаяны, их надо хорошо зачистить наждачной шкуркой, особенно тщательно следует прочистить углубления, образовавшиеся между витками, заточив концы спиралей так, чтобы они сошли на нет, и попробовать их в работе. Если малая трубка будет плавно и беспрепятственно ввинчиваться в большую трубку, работу можно считать законченной.
Рис. 82. Готовые объективные трубки киносъемочного аппарата.
К большой трубке, к противоположному от спирали концу припаивается металлическое кольцо внутренним диаметром по наружному диаметру трубки, то-есть 47 мм, и внешним диаметром в 65 мм. Кольцо это должно быть припаяно вровень с трубкой. Оно будет служить для прикрепления объектива к передней стенке камеры. Поэтому в кольце надо просверлить три отверстия диаметром в 2,5 мм —по диаметру крепящих болтиков. Рядом с кольцом на объективной трубке на четверть ее окружности пропиливается ножовкой по металлу щелевое отверстие. Впоследствии в него будет входить рукоятка-указатель диафрагмы.
С передней стороны малой трубки надо напаять кольцо шириной в 10 мм. Это обеспечит ей ббльшую прочность. Внутри трубки с противоположной стороны также надо впаять кольцо из проволоки для опоры объектива. Проволочное кольцо припаивается на расстоянии 5 мм от заднего конца трубки. Готовые объективные трубки показаны на рис. 82.
С передней стороны малой трубки надо напаять кольцо шириной в 10 мм. Это обеспечит ей ббльшую прочность. Внутри трубки с противоположной стороны также надо впаять кольцо из проволоки для опоры объектива. Проволочное кольцо припаивается на расстоянии 5 мм от заднего конца трубки. Готовые объективные трубки показаны на рис. 82.