Для сборки рабочего механизма киноаппарата сначала изготовляется коробка из жести толщиной 1—1,5 мм по рис. 105. При разметке необходимо точно соблюдать указанные на чертеже размеры. Особенно точно должны быть просверлены отверстия для осей. Сгибать коробку по пунктирам тоже надо аккуратно. От точности выполнения этой работы будет зависеть четкость работы аппарата. Коробка выгибается так, чтобы начерченная сторона была внешней стороной коробки.
Для сборки рабочего механизма киноаппарата сначала изготовляется коробка из жести толщиной 1—1,5 мм по рис. 105. При разметке необходимо точно соблюдать указанные на чертеже размеры. Особенно точно должны быть просверлены отверстия для осей. Сгибать коробку по пунктирам тоже надо аккуратно. От точности выполнения этой работы будет зависеть четкость работы аппарата. Коробка выгибается так, чтобы начерченная сторона была внешней стороной коробки.
Рис. 105. Разметка коробки для рабочего механизма.
По рис. 106 вырезается из той же жести крепящая планка для осей механизма. Размеры ее также должны быть точно соблюдены.
Если вам удастся приобрести готовые шестерни не тех размеров, что описаны здесь, тогда, естественно, отверстия для осей будут иметь другое расположение. Их вы определите опытным путем.
Если вам удастся приобрести готовые шестерни не тех размеров, что описаны здесь, тогда, естественно, отверстия для осей будут иметь другое расположение. Их вы определите опытным путем.
Рис. 106. Планка для крепления осей механизма
Когда коробка рабочего механизма и крепящая планка для осей будут полностью готовы по чертежам, можно приступать непосредственно к сборке самого механизма.
В целях дальнейшего успеха работы механизма, сборку его надо проводить последовательно и обдуманно. Поэтому сборку лучше начать с монтажа— скрепления между собой отдельных деталей. При сборке необходимо иметь медную или латунную трубку внутренним диаметром равным диаметру осей механизма,то-есть 5—6 мм. Из этой трубки мы будем изготовлять подшипники для осей.
Коническая шестерня с осью длиной 45 мм устанавливается на крепящей планке так, чтобы сама шестерня находилась вверху, если смотреть на планку, как она дана на чертеже. На вышедшую с другой стороны ось шестерни надевается медная втулка длиной 5 мм, отпиленная от трубки для подшипников. Затем втулка вставляется в отверстие планки,, которое должно быть сделано точно по внешнему диаметру втулки так, чтобы втулка со стороны шестерни поднималась от плоскости планки на 1 мм, и в таком положении крепко припаивается к планке. После этого на ось надевается эксцентрик вплоть до втулки, которая с этой стороны планки должна выдаваться на 2,5—3 мм. Эксцентрик надевается к планке той стороной, на которой у него укреплен малый диск с пальцем. Теперь попробуйте вращать ось за шестерню. Если ось вертится свободно и не ползает вдоль втулки, то эксцентрик можно припаивать к оси. Припаивать эксцентрик к оси надо со стороны его большого диска и как можно прочнее. На расстоянии 5 мм от эксцентрика на ось надевается малая шестерня и также прочно припаивается к ней.
Теперь надо соединить мальтийский крест с барабаном. Обе эти детали будут укрепляться на оси длиной 90 мм. Для этой оси из трубки вырезаются две втулки: одна длиной в 10 мм и другая—15 мм. Большая втулка впаивается в верхнее отверстие крепящей планки так, чтобы она одним концом выходила на сторону, где укреплен эксцентрик на 2,5—3 мм. После этого к эксцентрику приставляется мальтийский крест и в него продевается ось, пропущенная через втулку с обратной стороны. Попробовав вращать механизм за шестерню, с которой соединен эксцентрик, вы убеждаетесь в том, что он правильно ходит в выемах лопастей мальтийского креста и палец, беспрепятственно войдя в прорез, поворачивает на четверть оборота крест. Если же заметите где-нибудь излишнее трение или сильное торможение, то подтачиванием соответствующих мест креста или эксцентрика добейтесь устранения этих помех. Это необходимо сделать именно теперь, позднее устранить неточности мальтийской системы будет значительно сложнее. Когда работа мальтийского креста и эксцентрика будет отрегулирована, мальтийский крест крепко припаивается к торцу оси с внешней стороны. На выходящий за крепящую планку конец оси можно надеть барабан и временно закрепить его крепящим винтом.
В нижнее отверстие крепящей планки вставляется втулка длиной в 30 мм. Она должна выдаваться со стороны эксцентрика настолько, чтобы надетая на ось и вставленная в эту втулку средняя шестерня была на одном уровне с малой шестерней и надежно с ней сцеплялась. Оставив конец оси длиной 8—10 мм с противоположной от втулки стороны, среднюю шестерню припаивают к оси.
В последнее, четвертое отверстие в крепящей планке вставляется втулка длиной в 10 мм и припаивается. Затем на ось с резьбой надевается третья—большая шестерня, припаивается к ней ближе к резьбе и вставляется в подшипник-втулку настолько, чтобы большая шестерня была на одном уровне со средней шестерней и хорошо с ней соединялась, то-есть чтобы зубцы этих шестерен сцеплялись между собой на всю глубину. При этом измеряется расстояние от Шестерни до втулки-подшипника, впаянного в крепящую
Коническая шестерня с осью длиной 45 мм устанавливается на крепящей планке так, чтобы сама шестерня находилась вверху, если смотреть на планку, как она дана на чертеже. На вышедшую с другой стороны ось шестерни надевается медная втулка длиной 5 мм, отпиленная от трубки для подшипников. Затем втулка вставляется в отверстие планки,, которое должно быть сделано точно по внешнему диаметру втулки так, чтобы втулка со стороны шестерни поднималась от плоскости планки на 1 мм, и в таком положении крепко припаивается к планке. После этого на ось надевается эксцентрик вплоть до втулки, которая с этой стороны планки должна выдаваться на 2,5—3 мм. Эксцентрик надевается к планке той стороной, на которой у него укреплен малый диск с пальцем. Теперь попробуйте вращать ось за шестерню. Если ось вертится свободно и не ползает вдоль втулки, то эксцентрик можно припаивать к оси. Припаивать эксцентрик к оси надо со стороны его большого диска и как можно прочнее. На расстоянии 5 мм от эксцентрика на ось надевается малая шестерня и также прочно припаивается к ней.
Теперь надо соединить мальтийский крест с барабаном. Обе эти детали будут укрепляться на оси длиной 90 мм. Для этой оси из трубки вырезаются две втулки: одна длиной в 10 мм и другая—15 мм. Большая втулка впаивается в верхнее отверстие крепящей планки так, чтобы она одним концом выходила на сторону, где укреплен эксцентрик на 2,5—3 мм. После этого к эксцентрику приставляется мальтийский крест и в него продевается ось, пропущенная через втулку с обратной стороны. Попробовав вращать механизм за шестерню, с которой соединен эксцентрик, вы убеждаетесь в том, что он правильно ходит в выемах лопастей мальтийского креста и палец, беспрепятственно войдя в прорез, поворачивает на четверть оборота крест. Если же заметите где-нибудь излишнее трение или сильное торможение, то подтачиванием соответствующих мест креста или эксцентрика добейтесь устранения этих помех. Это необходимо сделать именно теперь, позднее устранить неточности мальтийской системы будет значительно сложнее. Когда работа мальтийского креста и эксцентрика будет отрегулирована, мальтийский крест крепко припаивается к торцу оси с внешней стороны. На выходящий за крепящую планку конец оси можно надеть барабан и временно закрепить его крепящим винтом.
В нижнее отверстие крепящей планки вставляется втулка длиной в 30 мм. Она должна выдаваться со стороны эксцентрика настолько, чтобы надетая на ось и вставленная в эту втулку средняя шестерня была на одном уровне с малой шестерней и надежно с ней сцеплялась. Оставив конец оси длиной 8—10 мм с противоположной от втулки стороны, среднюю шестерню припаивают к оси.
В последнее, четвертое отверстие в крепящей планке вставляется втулка длиной в 10 мм и припаивается. Затем на ось с резьбой надевается третья—большая шестерня, припаивается к ней ближе к резьбе и вставляется в подшипник-втулку настолько, чтобы большая шестерня была на одном уровне со средней шестерней и хорошо с ней соединялась, то-есть чтобы зубцы этих шестерен сцеплялись между собой на всю глубину. При этом измеряется расстояние от Шестерни до втулки-подшипника, впаянного в крепящую
Рис. 107. Подшипниковая стойка для оси обтюратора.
Рис. 108. Начало сборки передаточного механизма.
Рис. 109. Собранный механизм киноаппарата.
планку, и по этой мерке отрезается еще одна втулка: она должна быть длиной около 20 мм.
Надев втулку на ось с противоположного от резьбы конца, ось вставляют в подшипник крепящей планки и с обратной ее стороны, то-есть со стороны, где находится коническая шестерня, на ось надевают и припаивают малый шкив диаметром 20 мм. При этом следите, чтобы ось свободно вращалась в подшипнике.
Когда все эти работы выполнены, устанавливается вторая коническая шестерня для обтюратора. Ее устанавливают под прямым углом к другой конической шестерне. Ось ее должна выходить вправо, если смотреть на крепящую планку, как она дана на чертеже. Для крепления второй конической шестерни делается подшипник длиной 10 мм. Затем из полоски латуни толщиной 1,5—2 мм по рис. 107 выгибается стойка. Она спаивается вместе со втулкой; затем, вставив в подшипник ось со второй конической шестерней, втулку припаивают к крепящей планке так, чтобы конические шестерни имели надежное сцепление и ось второй шестерни совершенно не ползала бы по подшипнику. Это очень важно. От точной установки этой оси будет зависеть правильность работы обтюратора.
Рис 110. Передняя стенка коробки на которой укрепляется объектив.
Обтюратор надевается на ось второй конической шестерни, и крепящая планка вставляется в коробку механизма. Планка временно скрепляется с коробкой болтиками через отверстия, сделанные в бортах коробки и планки. Теперь во все отверстия в коробке, в которые вышли концы осей, надо вставить медные втулочки длиной по 10 мм каждая, так, чтобы они своим внутренним концом касались шестерен и тем самым еще раз ограничивали положение осей и обеспечивали точность работы механизма. На ось с большой шестерней надевается ручка, и механизм проверяется в работе. Если он работает легко, то в таком положении втулки-подшипники припаиваются к коробке.
После сборки все рабочие части механизма (кроме барабана), особенно оси и шестерни, надо хорошо смазать машинным маслом. Собранный механизм показан на рис. 10S и 109. Для укрепления объектива на коробке рабочего механизма передняя стенка коробки делается из толстой жести, а лучше из фибры толщиной в 4—5 мм, по рис. 110. Объектив соединяется с этой стенкой болтиками через три отверстия, указанные на чертеже. При этом не забудьте положить между стенкой и объективом кольцо из тонкой замши или другой кожи. Это необходимо, чтобы в камеру в местах соединения объектива со стенкой рабочего механизма не проникал свет.
После сборки все рабочие части механизма (кроме барабана), особенно оси и шестерни, надо хорошо смазать машинным маслом. Собранный механизм показан на рис. 10S и 109. Для укрепления объектива на коробке рабочего механизма передняя стенка коробки делается из толстой жести, а лучше из фибры толщиной в 4—5 мм, по рис. 110. Объектив соединяется с этой стенкой болтиками через три отверстия, указанные на чертеже. При этом не забудьте положить между стенкой и объективом кольцо из тонкой замши или другой кожи. Это необходимо, чтобы в камеру в местах соединения объектива со стенкой рабочего механизма не проникал свет.