Съемки цветных кинофильмов

Для съемки цветных кинофильмов теперь применяется специальная трехслойная пленка с эмульсиями. Каждый слой такой пленки обладает избирательной чувствительностью по отношению к различным цветам спектра.
Верхний слой эмульсии чувствителен к синему цвету. Второй, промежуточный слой, состоящий из окрашенной в желтый цвет желатины и служащий светофильтром, наобо­рот, задерживает синие лучи и свободно пропускает через себя все остальные цвета спектра. Третий слой эмульсии чувствителен только к зеленым лучам, и последний, четвер­тый—к красным лучам спектра.
Своеобразность пленки для цветных съемок заключается еще и в том, что каждый слой эмульсии, помимо бромистого серебра, содержит еще бесцветные химические соединения, которые только после специального проявления превращаются в соответственно окрашенные вещества. Причем цвета этих веществ являются дополнительными к основным цветам — красному, синему и зеленому. В верхнем слое, чувствитель­ном к синим лучам, содержатся вещества, которые при прояв­лении дают желтый краситель, во втором слое, чувствитель­ном к зеленым лучам, при проявлении образуется пурпурный краситель, и в последнем слое, чувствительном к красным лучам, образуется голубой краситель.
При проявлении специальным проявителем красители вы­деляются только там, где появилось черное фотографическое изображение. После дальнейшей сложной химической обработки пленки на ней получается цветное изображение. Однако это изображение не соответствует действительной раскраске снимаемого объекта. Голубое небо, например, на негативе получится окрашенным, в буро-желтый цвет, зелень будет выглядеть пурпурной, а красный цвет, наоборот, зеленым.
Скопированное обычным способом с такого негатива на многослойной пленке изображение даст нам диапозитив, где снимаемый объект получится в натуральных цветах. В прак­тике цветной кинематографии при копировании диапозитивов обычно применяются еще и светофильтры, которые значи­тельно смягчают цвета.
Есть еще и другой способ получения цветной кинопленки— гидротипный. Но он еще сложнее в производстве. Желающие подробнее ознакомиться с производством цветных кинофиль­мов могут обратиться к специальной литературе по этому вопросу.
Нам, конечно, пока недоступно производство цветных кинофильмов таким способом: для этого надо иметь большую практику да и значительные средства. Но и в домашних условиях свои кинофильмы мы можем сделать цветными, только для этого потребуется применить много труда. Дело в том, что кинофильм можно раскрасить ручным способом.
Для раскраски диапозитива ручным способом надо иметь несколько тонких мягких кисточек, набор анилиновых красок и специальный станочек для работы. Станочек будет пред­ставлять собой небольшую доску с подставкой, как настоль­ное зеркало. В доске прорезается отверстие в размер кино­кадра и прибиваются ограничительные линейки для пленки. Для работы надо иметь также сильную лупу, так как без нее будет трудно работать, ибо мелкие детали на кадре можно по неосторожности закрасить другой краской, а от этого ухудшится зрительное впечатление.
Краски, прежде чем их употреблять в дело, должны быть проверены на испорченной кинопленке, так как не все они годятся для этой работы. Употреблять следует только те краски, которые после не смываются водой.
Кроме анилиновых красок, яркожелтый цвет дает акри­хин, яркокоричневый тон сепии дает красный стрептоцид.
Практически раскраска диапозитива производится так: кинопленка в месте раскраски слегка смачивается водой, чтобы эмульсия немного пропитались влагой. В таком слу­чае краска лучше впитается в эмульсию, что придает большую про.чность окраске. Практически приходится сразу смачивать 2—3 кадра. Затем на кончик кисточки берется растворенная на стеклышке краска и осторожно наносится на ту деталь снимка, которую мы желаем окрасить в данный цвет.
После того как кадр будет так раскрашен, его осторожно обмывают водой при помощи ватного тампона. Если желатель­но, чтобы отдельные детали кадра были гуще окрашены, то на них вторично наносится краска и затем также излишний ее налет вытирается мокрым тампоном. За окраской следует наблюдать через увеличительное стекло и стараться не захва­тывать кисточкой посторонних деталей кадра. Особенная осторожность необходима во время раскрашивания лиц персо­нажей. При этом не следует спешить. Густоты окраски надо добиваться постепенным наложением краски на эмульсию. Если вы сразу наложите много краски, то окраска может полу­читься полосатой, и тогда ее очень трудно будет исправить, так как краска глубоко въедается в эмульсию пленки.
Так разрисовывая кадр за кадром, мы постепенно, правда, много потрудившись, сможем сделать себе цветной фильм.