Проявление

Кристаллы бромистого серебра светочувствительного слоя кинопленки, на которую падал свет с изображением снимае­мых объектов, под действием света приобретают способ­ность, при дальнейшей химической обработке особым соста­вом, называемым проявителем, превращаться в металлическое серебро, которое выделяется на пленке черным пятном. А так как бромистое серебро, приготовленное из азотнокислого серебра и бромистого калия, обладает исключительно высо­кой чувствительностью к свету, то достаточно малейшей доли секунды, в течение которой световой луч отраженным светом нарисует изображение на пленке, чтобы видоизменить кри­сталлы бромистого серебра. При этом внешне на пленке никаких изменений заметить невозможно, но достаточно плен­ку опустить в проявитель, как на ней постепенно начнут выявляться сначала отдельные яркоосвещенные детали сни­маемого объекта, а затем и вся картина. Те места, на кото­рые упало больше света во время экспозиции, при проявле­нии больше выделят металлического серебра и приобретут угольно-черный цвет, те же участки, которые были менее освещены, останутся светлыми. Таким образом мы получим негатив, т. е. обратное изображение объекта. То, что при съемке было белым, на пленке будет черным — и наоборот.

Кристаллы бромистого серебра светочувствительного слоя кинопленки, на которую падал свет с изображением снимае­мых объектов, под действием света приобретают способ­ность, при дальнейшей химической обработке особым соста­вом, называемым проявителем, превращаться в металлическое серебро, которое выделяется на пленке черным пятном. А так как бромистое серебро, приготовленное из азотнокислого серебра и бромистого калия, обладает исключительно высо­кой чувствительностью к свету, то достаточно малейшей доли секунды, в течение которой световой луч отраженным светом нарисует изображение на пленке, чтобы видоизменить кри­сталлы бромистого серебра. При этом внешне на пленке никаких изменений заметить невозможно, но достаточно плен­ку опустить в проявитель, как на ней постепенно начнут выявляться сначала отдельные яркоосвещенные детали сни­маемого объекта, а затем и вся картина. Те места, на кото­рые упало больше света во время экспозиции, при проявле­нии больше выделят металлического серебра и приобретут угольно-черный цвет, те же участки, которые были менее освещены, останутся светлыми. Таким образом мы получим негатив, т. е. обратное изображение объекта. То, что при съемке было белым, на пленке будет черным — и наоборот. Желающие подробно ознакомиться с процессом химического преобразования атомов бромистого серебра под действием света и проявителя могут обратиться к специальной литера­туре по этому вопросу. Подробно об этом рассказано также в книге Д. 3. Бунимович „Фотография\» из серии „Научно-популярная библиотека\», выпущенной Государственным изда­тельством технико-теоретической литературы.
Для проявления пленки можно приобрести готовый метол-гидрохиноновый проявитель, но можно его составить и самому по следующим рецептам:

I. Воды 1 литр,
Метола 2 грамма,
Гидрохинона  6 граммов,
Сульфита натрия безводного 100
Буры 2 грамма.
II. Воды 1 литр,
Метола  8 граммов
Сульфита кристаллического 250
Соды углекислой безводной 5
Бромистого калия 2,5 грамма.
Первый проявитель будет проявлять пленку быстрее, чем второй, но зато второй проявитель более подходит для мелкозернистой пленки. Проявление нормально экспониро­ванной пленки первым проявителем займет минут 6, тогда как вторым—не менее 15—20 минут, но зато негатив, прояв­ленный вторым проявителем, будет более ровный, чем в пер­вом случае.
Для проявления кинопленки нужны, кроме проявителя, ванны или бачки. Для начала можно воспользоваться имею­щимися в продаже бачками для проявления фотопленки. В таком бачке можно одновременно проявлять только полтора метра пленки. Для этого придется нам снова разъединить составленные куски пленки и проявлять их по отдельности. Впоследствии надо потрудиться и сделать самому бачок или ванну, которая вмещала бы в себя сразу 20—25 метров пленки. Для этого могут быть использованы большие стек­лянные банки, пластмассовые чаши или коробки. В обыкно­венном бачке для того, чтобы свернутая в кольцо пленка не соприкасалась со стенками, ее сматывают вместе с кор-рексом — целлулоидной пленкой, имеющей много выступов по бортам. В бачках новой конструкции нижняя стенка бобины сделана ребристой, и потому здесь не требуется коррекса. Такой бачок показан на рис. 128. По типу такого бачка можно сделать самому бачок большего размера.
Нам потребуется, по меньшей мере, три таких бачка: один для проявителя, второй для воды и третий для фиксажа. Для нормальной работы проявитель должен иметь темпе­ратуру от 16 до 18° Цельсия, но не больше.
Точное время для проявления тем или иным проявителем: устанавливается практически. Так как мы первое время бу­дем работать не на особо светочувствительной пленке, а на такой, которую можно проявлять при красном свете, то вре­мя от времени мы должны просматривать негатив на красный свет и следить за процессом проявления. Нормально прояв­ленным негатив считается тогда, когда белые места на нем начнут чуть сереть. После этого пленка переносится в бачок с чистой водой и промывается в нем в течение 20—30 минут.

Необходимо за это время не­сколько раз сменить воду.
Проявленный таким спосо­бом негатив еще боится света, потому что в его эмульсии осталось неразложившееся светом бромосеребро. И как только вы покажете негативна свет, оставшееся бромосеребро быстро разложится на свои составные части, выделивше­еся металлическое серебро за­кроет остальную часть пленки, негатив покроется сплошным черным слоем, и его ничем уже нельзя будет восстановить. Для того чтобы этого не слу­чилось» негатив необходимо зафиксировать, то-есть спе­циальным раствором удалить из эмульсии остатки бромосе-ребра, и таким образом на пленке останется изображение, которое не боится света.
 

Бачок для проявления кинопленки

Рис. 128. Бачок для проявления кинопленки.
 
Для общих сведений сле­дует знать, почему красный свет не действует на светочув­ствительную пленку.Собствен­но говоря, он также разлагает бромосеребро, но настолько медленно, что в течение того времени, пока идет обработка пленки, красный свет не успе­вает произвести в ней сколько-нибудь значительных изменений. Бромосеребро особенно чувствительно к сине-фиолетовым лучам, мало чувствительно к желтым и почти не чувствительно к красным. Поэтому обыкновенная пленка не совсем верно передает цвета. Синие предметы, кажущиеся нам темными, на снимках выходят наиболее яркими, а желтые и красные, как самые яркие цвета, наоборот, выходят на снимке тусклыми. Для устранения этих недостатков теперь в фото- и кинопромышленности применяют так называемые сенсибилизированные эмульсии, которые оди­наково чувствительны ко всем лучам спектра. Пленка с та­кой эмульсией проявляется в абсолютной темноте, в течение времени, которое зависит от состава и температуры про­явителя.